Нашла в закладках свой старый обзор... Как давно это было :) Аж год назад.
Сама по себе, культура - это прекрасно. И люди это поняли довольно давно, потому красивые безделушки находили всегда и везде. Ну, были не только красивые безделушки, были и мозаики, фрески, древние иконы и всё т.п.
В Европе, как давно известно, период просвещения начался гораздо раньше, чем в России. Да, нас назад откинуло монголо-татарское иго. Но, что удивительно, в Европе, со всеми этими инквизициями, постоянной борьбой за власть, нападками друг на друга и жестокостью правящей элиты продолжали создавать вещи, которые сейчас по праву называют культурным достоинством.
Что ж, сейчас я бы хотела поговорить про Чехию, Прагу. На всех туристских сайтах написаны такие маршруты, что мало не покажется: тут и великолепные пражские замки и мосты, костелы и церкви, Нове место и Старе место. Вот про Старе место, а точнее про Староместскую площадь и хотелось бы написать. Это место так и блещет красотой. Не особо удивительно, что основные туристские маршруты захватывают территорию этого старого района. Обычно во время экскурсий сначала рассказывают об основных зданиях, типа Ратуши или Тынского костела, но есть тут и маленькие, но от этого не теряющие своего шарма, дома. Это, например, дом "У минуты".
Дом "У минуты" (U Minuty) находится рядом с городской ратушей. На него не возможно не обратить внимания - весь его фасад покрыт росписью. Раньше здание имело и другие имена. Например, “У белого льва”. Это название дом получил благодаря знаку на углу, украсившему его в конце 18 века. Скульптура льва, держащего в передних лапах зеркало, напоминает о тех временах, когда в доме была аптека. Ядро дома “У минуты” готическое. В ренессансном стиле он был перестроен в конце 16 века.
Он богато украшен сграффито с различной тематикой: шествие Вакха, Адам и Ева под известным Древом первого ощущения добра и зла. Роспись карниза представляет портреты тогдашних правителей: Филиппа II Испанского, Максимилиана II, его сына Рудольфа II и других членов Габсбургского рода. Декоративная роспись надоконных поясов изображает такие картины, как шествие Бахуса, в сопровождении танцующих сатиров; другая картина иллюстрирует популярный в эпоху ренессанса сюжет - спор братьев об отцовском наследстве и т.п. Между окнами размещены аллегорические фигуры, изображающие Справедливость, Стойкость, Мудрость, Плодородие и Материнство.
Название "У минуты" происходит от слова "minuciozni", т.е. мелкий, дробный и свидетельствует о том, что в доме продавался табак "nadrobno" и другой мелкий товар. Еще одна версия происхождения названия: табачная лавка принадлежала торговцам табаком (потомкам голландца П.Минуйта, выкупившего у индейцев в 1626 г. территорию нынешнего Нью-Йорка). Так или иначе, достоверно то, что в дом использовался не только как табачная лавка, но и как склад табака.
Плюс ко всему, в доме жил какое-то время известный писатель Франц Кафка.
Сграффито на стенах. Быть может, это веяние старины? Вообще, хоть сграффито и считается достаточно молодой техникой стенописи, но его применяли уже в Древней Греции и Этрурии, а может и в Древнем Египте.
"Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе"
Изначально украшались храмы для задабривания Богов. А ведь древние египтяне с греками были язычниками, храмов у них было много. И все надо как-то раскрасить. Вот например, храм богу Ра надо было украсить одними знаками, а Исиде уже совсем другими. И украшались они соответственно мифам, связанным с ними. Например, храм Онубису мог украшаться не только его фигурой, но и мифом о его убиении коварным Сетом.
Позже, уже после XV века, мифологические сюжеты стали использоваться при написании картин, в скульптурах, в том числе и во фресках и, как мы видим, в сграффито. Нельзя сказать, что такие сюжеты шли только как дань моде того времени, это, несомненно, красиво со всех точек зрения. Более того, вдобавок к мифологическим сюжетам, там дано сграффито правящей элиты того времени, что могло делаться дабы умилостивить, допустим, членов Габсбургского рода. Да и вообще, на этом здании предоставлены все элементы эпох, которые удосужилось пережить маленькому, по сравнению со своими соседями, дому.
Смотря сейчас на высотки, украсившие улицы старинных городов, невольно хочется вздохнуть. Своей высотой они и превращают города в своеобразный анчар, который "как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной." Вымирают вековые деревья, идут под снос здания, в которых бывали великие люди, на местах аллей, которым посвящено не так уж и мало стихов, строят новые комплексы. Уже не так ощущается то время, когда вызов на дуэль был обычным делом. Будь живы современники этих бедняг, идущих как жертва нашему времени, они были бы глубоко шокированы.
И так прекрасно, что где-то в мире еще есть место, которое берегут. Это место - не большущий музей, который в день посещают тысячи туристов со всех уголков мира, это всего лишь маленький дом, который несет в себе историю маленькой площади под названием Старе место.