Вряд ли скульптор З.Ф. Макаренко известен абсолютному большинству жителей города. Ему не установлено памятных досок, не посвящены научные статьи, и вы не найдете его биографии в Википедии. Даже его произведений в Донецке не осталось. Он известен в основном краеведам, да и то мимолетом, хотя к концу жизни носил научное звание академик искусств, правда, в США.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/183225/183225_900.jpg)
«Девушка с веслом» работы З.Ф. Макаренко. Слева - 1943 год, справа - 1959 год.
Изначально скульптура стояла в первом ряду от воды, при формировании предмостовой площади, украсившейся скульптурой Сталина, «Девушка с веслом» была перенесена ближе к стадиону.
З.Ф. Макаренко в Сталино (по страницам печатных изданий)
В связи с городом Сталино имя Макаренко впервые прозвучало в 1935 году да еще сразу в двух печатных изданиях.
В сентябре 1935 года в Сталино планировали провести 3-ю вседонецкую выставку продукции пригородных хозяйств и рабочих-огородников. Для этого в Центральном парке культуры и отдыха решили устроить масштабную реконструкцию. Убрать прилегающие к парку халупы, реконструировать входную группу, расширить подводящую дорогу, закатать старую брусчатку и аллеи парка в прогрессивный асфальт, построить новые капитальные павильоны взамен прежних деревянных, и, наконец, насытить парк скульптурами.
До этого времени парк как-то обходился транспарантами и плакатами, но к 1935-году в Стране Советов обязательным элементом благоустройства парковых зон стали считать скульптуру. Причем, очень рекомендовалось изготавливать её по образцу и подобию московского парка им. Горького. А что бы ни кто не усомнился, что ваять, во многих журналах пропечатали фотографии образцов, всех этих «Девушек с веслом» и прочих физкультурников.
Тогда еще не было налажено централизованное тиражирование скульптур, поэтому при каждой художественной мастерской горкомхоза был организован специализированный скульптурный цех. Среди его мастеров, занимавшихся украшением парка, газетой «Сталинский рабочий» названы харьковский ваятель Михайлович и местный скульптор Макаренко, а так же мастера Я. Боровин и А. Евтерев (1).
Судя по тому, что харьковчанин занимался созданием элементов, пошедших в итоге на украшение фонтанов, можно предположить, что его специально выписали из тогдашней столицы УССР, для этой цели. Сам З.Ф. Макаренко в газете прямо обозначен создателем скульптур физкультурников - «Дискометатель», «Девушка с веслом», «Метательница ядра» и т.д. Так же в качестве его работ названы бюсты для «Аллеи знатных людей Донбасса». (1)
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/183497/183497_900.jpg)
Вид на центральную часть парка культуры и отдыха г. Сталино. Период оккупации.
На переднем плане скульптура «Дискобол», исполненная З.Ф. Макаренко. Так же мы видим еще три фигуры за его авторством. Все скульптуры - переосмысленные копия образцов из московского парка им. Горького. Центральный фонтан, установленный в 1937 году, твердого авторства не имеет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/183776/183776_900.jpg)
«Футболист». Переосмысленная копия работы скульптора Степанянца. Фото из книги «Парки Донбасса», Киев, 1955 г.
Вторая заметка, отмечавшая Макаренко, появилась в газете «Социалистический Донбасс» за 22 ноября 1935 года. На этот раз речь шла о строящейся в городе шлаколечебнице. Среди отличившихся работников были названы начальник строительства Рожков, архитектор Пальч и скульптор З.Ф. Макаренко. (2)
Шлаколечебницу заложили в начале 1935 года, а сдали уже 7 января 1936-го. Не смотря на то, что в итоге здание украсилось тремя скульптурами и двумя барельефами, на ранних снимках на фасаде здания можно видеть только одну скульптурную группу «Счастливая семья» из четырех 3-х метровых фигур. Очевидно, она и принадлежала рукам самого Макаренко. Кто изваял «Волейболистку» с «Дискоболом», и еще два барельефа на детскую тему, говорит трудно, в своей статье в журнале «Архітектура Радянської України» (3) Макаренко на это прямо не указывает. Но выглядят эти фигуры и барельефы на здании больницы настолько чуждо, будто их туда налепили просто потому, что они имелись в наличие. Особенно пионеры с горном. Также не понятно, когда точно они там появились.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/184014/184014_900.jpg)
Фасад шлаколечебницы, украшенный только скульптурной группой «Счастливая семья».
С 1935-того и по 1943-й год скульптор Макаренко находится в Сталино. В это период в городе появляется, как минимум, еще одно здание украшенное скульптурами - Дворец пионеров, устанавливаются новые скульптуры в ЦПКиО, в нем же появляется центральный фонтан и ряд фонтанов во дворах города. Но из всего этого разнообразия в свой статье, опубликованной в 1938 году, З.Ф. Макаренко упоминает только шлаколечебницу. Зато считает нужным акцентировать внимание на скульптурном наполнении парка им. Горького в г. Ровеньки, а также о скульптурах и фонтанах в г. Константиновка. На момент публикации статьи скульпторы гокомхоза г. Сталино готовились к оформлению строящегося в городе здания оперного театра (3) Театру тогда было еще далеко до завершения, но согласно проекту Л. Котовского его фасад планировалось богато украсить барельефами на темы социалистического строительства и скульптурой.(4). В итоге театр открылся и без скульптур и без барельефов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/184249/184249_900.jpg)
Конечный вариант оформления шлаколечебницы им. Орджоникидзе в г. Сталино. Когда появились две дополнительные скульптуры, и когда исчезли - на данный момент неизвестно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/184459/184459_900.jpg)
Правый барельеф с фасада шлаколечебницы. 2012 год.
Из статьи Макаренко можно также сделать ряд косвенных выводов. Прежде всего, не смотря на то, что в прессе его всегда называли скульптором, сам он счел нужным подписаться «скульптор-художник», как бы пытаясь подчеркнуть значимость своего живописного творчества. А во-вторых, то, что он позволил в конце статьи раскритиковать работу группы скульпторов, дает право утверждать, что в 1938 году он её возглавлял, и, скорее всего, занимал эту должность с 35-го года.
Оккупацию З.Ф. Макаренко встретил в городе. Уже 27 ноября 1941 года в оккупационной газете «Донецкий вестник», курируемой немецкой полевой комендатурой, появилась заметка «Картинная галерея». В ней сообщалось, что при бывшей картинной галерее, которую, конечно же, обещали вскоре восстановить, сконцентрировалась группа художников, планирующих открыть школу искусств. Среди этих художников назван и З.Ф. Макаренко. (5)
А через год Макаренко вылепил бюст Гитлера.
Лепил он его на протяжении 6 месяцев для участия в постоянной всеукраинской художественной выставке, к созданию которой призвал Рейхскомиссар Украины. Бюст получился так хорош, что был одобрен германским командованием, а его копии начали покупать различные учреждения, начиная с городской управы. Не забыла об этом событии отчитаться и местная газета. В числе других новых интересных работ творца назывались барельефы фюрера и дуче, а так же картины «Фюрер на восточном фронте» и «Русские пленные». (6)
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/184769/184769_900.jpg)
Макаренко и Гитлер. Фото из газеты «Донецкий вестник»
Понятное дело, что после такого перфоманса главный скульптор Сталино ушел с немцами и после этого был предан забвению, хотя его работы украшали парк культуры им. Щербакова до реконструкции 1967 года.
Но забвение, как и многое в Стране Советов, было локальным. Макаренко не растворился в небытие, наоборот, его биографию сейчас восстановить намного проще, чем того же Людвига Котовского, архитектора оперного театра.
Биография З.Ф. Макаренко
Полное имя, человека о котором мы ведем речь, Захарий Филиппович Макаренко. Родился он 20 (ст.стиль 7) февраля 1900 года в станице Старощербиновской Краснодарского края. Со слов самого Макаренко, отец его был простой крестьянин, потомок переселенцев из Украины, а мать имела украино-польские корни. Поэтому в семье всегда чтили украинские традиции и говорили по-украински.(7) На Кубани такое было не редкостью, и даже местный разговорный диалект звучал весьма похоже на украинскую речь. В 1920-е годы это привело к попытке насильственной украинизации региона, от которой отказались по причине полного провала.
Как и всякий крестьянский ребенок, Захарий с малых лет пас скотину в степи и работал по хозяйству. Когда пришла пора, отец определил его в местную общественную школу, в которой мальчик быстро стал первым учеником, причем особо ему удавалось рисование. В высшей начальной школе, он уже имел собственные эскизы сюжета из украинской жизни. [Все названия учебных заведений приведены из собственноручной биографии Макаренко, написанной в 1924 году. (7)]
В 1914-16 годах, в разгар Первой мировой войны Макаренко каким-то образом умудрился побывать на Украине, Польше, Галиции и в Германии. Что это было за путешествие, будущий скульптор умолчал в своей биографии, как и о том, когда он побывал в Москве и Ленинграде. (7)
Среднюю школу Макаренко закончил экстерном, что не особо вяжется с сыном простого хлебороба. Как и то, что в 1918 году он выдержал экзамен на учителя второй категории при 2-й Краснодарской гимназии. (8). Так же он побывал членом «Украинской рабочей Просвиты» (7), организации, созданной в 1917 году взамен Кубанской «Просвиты» существовавшей до 1907 года. Цели у них были сходные - пропаганда литературного украинского языка и украинской культуры. С приходом Советской власти ее деятельность была прекращена.
Работая в 1920 году учителем ИЗО, Макаренко поступает в Кубанский Государственный Университет, но через год этот ВУЗ ликвидировали, и он перевелся на Высшие Государственные курсы искусств, организованные Кубанским техникумом искусств. Учась на этих курсах, в 1924 году Макаренко устраивается учителем в Первую украинскую советскую школу №12 Краснодара.(7). В какой-то период между 1924-м и 1935-м годом, когда Макаренко появился в Сталино, он успел окончить Киевскую академию художеств. (6) [Название ВУЗа приведено по газетной заметка, очевидно речь идет о современной Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Украины, которая в период с 1924-го по 1930-й год называлась Киевский художественный институт. Никаких других похожих ВУЗов, а тем более академий в описываемый период в Киеве не было.]
И вот у нас появляется 35-тилетний, амбициозный проукраинский интеллигент-художник, где с первых дней он вынужден лепить истуканов по образцу других скульпторов. После первого успеха со скульптурной группой на здании шлаколечебницы и бюстами ударников, ему быстро указывают место. Через год, при строительстве Дворца пионеров Макаренко доверяют вылепить капители для зала, вестибюля и фасада здания, а все скульптуры прислали из Москвы. В росписи стен он тоже не участвует, для этого со всего Донбасса собрали целую группу художников. (9) Первую скульптуру Сталина на территории города исполнил Меркулов (1937 год), бюст Дзержинскому - Яковлев (1937 год). Фонтаны со скульптурами, устанавливаемые по городу, тоже копии московских мастеров. Например в зимнем саду Дворца пионеров и во дворе 2 корпуса ДИИ (ныне ДонНТУ) стояли фонтаны «Мать» скульптора Каплана. Даже в оформлении оперного театра Макаренко не участвует, хотя готовился к этому с 1938 года. Бюсты прислали из Москвы, а всю настенную лепнину выполнила бригада скульптора М.А. Евсеева. (10)
Единственное сомнение вызывает авторство центрального фонтана в будущем парке Щербакова. Его верхняя фигура физкультурницы своими формами весьма схожа с «Девушкой с веслом» работы Макаренко, но одно это не доказывает авторства.
Зная вехи биографии скульптора, который чуть ли не с малых ногтей являлся украинофилом, побывал в Германии и явно страдал творческой неудовлетворенностью, становится понятно его решение остаться под оккупацией. Ведь немцы декларировали возрождение украинского государства и искусства. При этом Макаренко был с Кубани, а нацисты казаков объявляли потомками готов, следовательно, арийцами.
Пока немецкая оккупация казалась незыблемой, Макаренко считал себя украинцем и выдавал спичи вроде: «Такого прилива творческих сил, как сейчас, я еще никогда не ощущал, освобожденная родина зовет меня к вдохновленному творческому труду, плоды которого содействовали бы возрождению духовной культуры украинского народа». .(6).
А как только пришлось думать о спасении своей шкуры, он резко сделался кубанским казаком (11) и оставался им до самой смерти, не вспоминая, что хлебороб-украинец на Кубани совсем не одно и то же, что казак. Со скульптором уехала и его семья: жена Валентина, работавшая врачом, и дочь Рада. (12).
Не известно чем занимался З.Ф. Макаренко между бегством из Сталино и 1945 годом, западные источники пишут, что оттачивал мастерство в Германии и Италии. (13) Окончание войны семья скульптора встретила в Италии, тем самым, избежав выдачи советским властям. Вместо того, что бы пережить в Австрии со всеми другими казаками т.н. «трагедию в Лиенце», Макаренко оказывается в лагере для перемещенных лиц.(12) Здесь же в Италии, в 1947-м году он участвует в своей первой заграничной выставке - 7-й региональной религиозной выставке в Милане. (13)
В начале 1950-х семья Макаренко перебирается в США, в Нью-Йорк, и скульптор из Сталино превращается в американского художника Zachary Philipp Makarenko. Человек когда-то вынужденный лепить истуканов, наконец, получает признание. Очевидно, на родине его талант действительно недооценили, если в Америки у Макаренко почти десятилетие каждый год выставки.
1952 г. - в галерее АСА, Нью-Йорк.
1953-54 гг. - в галерее Barbizon-Plaza, Нью-Йорк.
1955 г. - в Союзе художников и скульпторов Нью-Джерси.
1956 г. - в Художественной лиге Лонг-Айленда.
1957 г. - в Общественной художественной галере, Филадельфия, Пенсильвания.
1957 г. - в Национальном клубе искусств, Нью-Йорк.
1957 г. - в Союзе художников Америки, Нью-Йорк
1958 г. - приз на Йорктаунской ярмарке.
1966 году Захарий Филиппович Макаренко удостоился ежегодной премии им. Хаятты Хантингтон, Американской профессиональной лиги художников. (13)
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/185011/185011_900.jpg)
Чета З.Ф. Макаренко в США. На фоне Капитолия и дома. Фото с сайта Жди меня.
В средине 1950-х годов З. Ф. Макаренко поселяется с семьей в Северном Бергене, штат Нью-Джерси. На склоне лет он числится профессором Американской академии искусств, а склон этот был долгим. (12). Умер Захарий Макаренко 28 ноября 1982 года. Похоронен на русском кладбище у Ново-Дивееского монастыря, среди других казаков-кубанцев.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/185264/185264_900.jpg)
Могила З.Ф. Макаренко на русском православном храме у монастыря Ново-Дивеево
Ну, и в заключение, есть смысл привести некоторые работы Zachary Philipp Makarenko, которые удалось отыскать в Сети. Сейчас это относительно безвестный в Америке художник, чье творчество не вызывает ажиотажа, но все же:
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/185445/185445_900.jpg)
« Шахтеры и черное золото». Холст, масло
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/185749/185749_900.jpg)
Название не найдено. Холст, масло.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/185983/185983_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/kashkaha/71420872/186187/186187_900.jpg)
«Русская гранитная мать с ребенком». Мрамор
Список литературы:
1. Донецкие фонтаны со скульптурами. Часть 7.2. «Социалистический Донбасс» от 22 ноября 1935года / Герц Б. «Прекрасное детище завода»
3. «Архітектура Радянської України.» № 6 за1938г. / Макаренко З.Ф. «Скульптурне оформлення новобудов Донбассу»
4. «Архітектура Радянської України» № 12 за 1939 год./ Котовский Л.И «Драматический театр в Сталино»
5. «Донецкий вестник» № 4 от 27 ноября 1941 г Картинная галерея
6. «Донецкий вестник» № 98 от 4 декабря 1942
7. Васильев И.Ю. «Украинское национальное движение и Украинизация на Кубани. 1917-1932 гг. - Краснодар, 2010г
8. Год Болгарии в России: проблемы истории и культуры славянских народов. (Материалы международной научно-практической конференции) /Васильев И.Ю «Кубанская школа в период украинизации (начало 1920-х - 1932 гг.) - Краснодар, 2009 г.
9. Жаров А. А. «Первый Дворец Пионеров в городе Сталино» 10. Альтер М.С. «Рождение театра» 11. Сайт «Виртуальный музей казачьего зарубежья»
https://museum.passion-don.org/м/12. Сайт «Жди меня»
https://poisk.vid.ru/?p=10&id=255786113. Сайт «Feoli Fine Art»
https://www.feolifineart.net/artist.php?id=526