НА ТРАМВАЕ С ВЕТЕРКОМ

Jul 17, 2014 18:20

В конце мая 1943 года один немецкий механик, чинивший самолеты на аэродроме Путиловки, приехал в центр города Сталино и с удивлением обнаружил, что здесь, в стране унтерменшей, за тысячу километров от Берлина, существует вполне европейский город, по улицам которого ездит такая техническая новинка, как троллейбус. Для нас же, через многие годы, удивительно звучит сам факт, что в период оккупации ВООБЩЕ ходил общественный транспорт, не только троллейбус, но и трамвай.



Общий вид трамвайно-троллейбусного  парка, находившегося на месте сквера у здания Областной Государственной Администрации. Был открыт 3 января 1940 года. Снимок времен оккупации.

Перед Великой отечественной войной в городе Сталино существовало 12 трамвайных маршрутов, связывавших центр почти со всеми окраинами, и один троллейбусный - проходивший по Первой линии. Подвижной состав насчитывал более 130 трамвайных вагонов и 12 троллейбусов. Все это хозяйство, включая контактную сеть и рельсовые пути, досталось неприятелю практически не поврежденным. Коммунальное хозяйство города не имело приоритета при эвакуации, а люди, отвечающие за его уничтожение, бежали дней за десять до прихода немцев. Поэтому все ограничилось лишь частичным разрушением силовых подстанций и некоторых путепроводов. Самый серьезный ущерб был нанесен Бальфуровскому мосту, связывавшему центр Сталино с западными поселками Боссэ, Стандарт, Смолянка, Масловка, Рутченковка и др.



Трамвай марки №11. Ходил через Калиновку по проспекту Ильича до больницы имени Калинина. Фото 21 октября 1941г.

Сразу же после оккупации, городская управа заговорила о пуске общественного транспорта, но сделать это мешала острая нехватка электроэнергии. Большие электростанции, питавшие город, были разрушены отступавшими советскими войсками, а те, что находились на территории предприятий и были восстановлены, имели малую мощность. Наладить трамвайное движение удалось только к маю 1943 года, когда энергоголод уже не стоял так остро, благодаря пущеннй немцами станции Днепрогэс.

Всего за период оккупации в городе были восстановлены пять трамвайных маршрутов.

Маршрут №6. «Металлургический завод  - Студгородок». Восстановлен одним из первых, и являлся основным в центральной части города. Имел конечную на ул. Постышева у ДМЗ и разворотное кольцо на месте Белого лебедя.





Трамвай марки №6 в пути, напротив поселка Далекий, севернее оперного театра, и на конечной остановке у ДМЗ.

Маршрут №1. «Металлургический завод - Вокзал». В полной мере восстановлен в августе 1943 года. Имел конечные остановки на ул. Постышева и на месте автомобильной стоянки современного пригородного вокзала. Некоторое время эксплуатировался в укороченном варианте, доезжая до Гладковки.

Маршруты трамваев, связывавших город с западными поселками, до войны имели конечную остановку на Горсаде, но ввиду разрушения Бальфуровского путепровода, она была организована в районе современного Цирка.



Фашистский час-пик

Маршрут №3 «Ларинский мост - Ивановское». Связывал город с поселком Боссе. Восстановлен в мае 1943.

Маршрут №4 «Ларинский мост - Дурная балка». Шел на Смолянку. Восстановлен в мае 1943.

Маршрут №8 «Ларинский мост - ст. Рутченково». Имел конечную возле железнодорожной станции Рутченково. Восстановлен в 1943 году

На маршрутах работало всего 19 трамвайных поездов - сцепок по два вагона. Такое мизерное число подвижного состава объясняется тем, что трамвайные вагоны, пути и контактная сеть были элементарно разворованы. Несознательные граждане умыкнули все, что можно было свинтить, обрезать или снять, а немецкое командование не гнушалось экспроприацией трамвайных рельсов на нужды армии. По этой причине движение трамваев в восточном направлении так и не было налажено.



Разукомплектованные трамваи в оккупированном Сталино. Фотография сделана на проспекте Дзержинского перед Пажарной площадью (впереди)

23 мая 1943 года на маршрут «Студгородок  - Металлургический завод» вышли два троллейбуса, которые удалось скомплектовать, разобрав остальные разворованные машины. Конечная остановка была на месте сквера у третьего корпуса ДонНТУ , маршрут проходил по ул. Артема и разворачивался на месте современной конечной троллейбуса №2 у ДМЗ, сделав заезд в недра Центрального рынка Сталино. К июлю месяцу число рабочих троллейбусов удалось довести до 6 машин.

В начале сентября 1943 года, когда стало ясно, что город удержать не получится, немцы постарались максимально уничтожить сеть трамвайный путей и подвижной состав, а рабочие троллейбусы эвакуировать в Германию.



Троллейбус напротив сквера между оперным театром и гостиницей «Донбасс».

При написании статьи использовалась интернет публикация Виталия Скляра « Во все концы»

Жизнь под немцем, оккупация, Сталино в оккупации, Великая Отечественная Война, трамвай, троллейбус, Сталино

Previous post Next post
Up