ИГРА КАК ПРОСТРАНСТВО ВСТРЕЧИ С БОГОМ

Jan 03, 2021 12:12

В конце декабря я послушала запись короткой лекции Лоры Бочаровой "Ролевая игра как священнодействие"*. И вот уже второй год на эту тему думаю 🙂  Эти размышления как-то сами собой сложились в текст, которым я решила поделиться.

Два вводных уточнения:

1. Я буду говорить о ролевых играх (они же - игры живого действия), целью которых является игра per se**. То есть о ситуации, когда странные люди уезжают в лес или на турбазу, надевают костюмы и играют эльфов в Лориэне, храбрых Вольных Торговцев на космической станции и прочих несуществующих персонажей. Все прочие игры (компьютерные, прикладные и т. д.) остаются за рамками этого размышления.

2. Я буду опираться на свой субъективный опыт, а не на книги теоретиков и исследователей игр. Поэтому на роль истины в последней инстанции ни в коей мере не претендую. Это просто размышление, ничего больше.

Тезисы:

1. Мой субъективный духовный опыт можно описать примерно так: человек - это обладающий свободой воли персонаж в игре Бога (Высшей Силы, Дорогого Мироздания - называйте как удобно). То есть Бог нам выдает какие-то ситуации, мы на них как-то реагируем, а Он (Она, Оно) исходя из нашей реакции конструирует для нас следующие ситуации, следующий уровень игры. Интерактивная система, в общем.

2. Эта игра Бога имеет определенную цель, и что бы мы ни творили - двигать нас будут  в сторону этой цели, меняя по ходу детали плана. Это очень хорошо иллюстрирует фильм "Пленницы" Дени Вильнева: Бог настолько могущественен, что даже если у него будут только кубики с буквами Ж, О, П, А - он все равно сложит из них слово СЧАСТЬЕ. Но в наших интересах прислушиваться к подсказкам этого Божественного Игрока. И стремиться быть не кубиком с буквой Ж, а кубиком с буквой С или хотя бы Е. Потому что быть согласным, которого судьба ведет, гораздо лучше, чем несогласным, которого судьба тащит. Шишек меньше, удовольствия - больше.

3. Игра Бога - долгая и сложная. Поэтому смысл того или иного хода можно понять с большим опозданием - или не понять вообще ("Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется"). Из-за этого периодически нам может казаться, что никакого смысла нет.

4. Ролевая игра (игра живого действия) - это упрощенная модель большого и сложного мира, к тому же ограниченная во времени.

5. В момент запуска в игре появляется огромная степень свободы. До игры мастера пишут правила и истории персонажей, персонажи делают себе костюмы и учат правила (или нет). А потом игра начинает развиваться практически непредсказуемым образом. Во-первых, мастера изначально задают только общую сюжетную канву - за счет завязок между персонажами. Во-вторых, всегда случается множество случайностей. Кто-то из игроков обязательно прочтет правила левой пяткой. Какие-то завязки не будут реализованы. Какие-то ситуации, возникнув прямо в игре, кардинально поменяют ее ход.

6. Пространство свободы и непредсказуемости в ролевой игре - это пространство для Бога. Мы этим приглашаем Его поиграть с нами. И заранее соглашаемся с тем, что Он может сотворить что угодно - а мы будем стараться под это подстроиться, не выходя из пространства игры.

7. Когда игра заканчивается - можно оглянуться назад и увидеть, как повлияли на ее сюжет и историю персонажа отдельные события. Что изменилось, когда вместо Коли приехал Саша, а Аня не заехала вообще и в игре пришлось обходиться без ее персонажа. Как изменился сюжет, когда я остановилась "по жизни" у человека стрельнуть сигаретку и завела с ним игровой разговор от имени персонажа. Сравнить то, к чему я хотела прийти в конце игры - и к чему на самом деле пришла. В общем, это возможность увидеть кусочек Божественного Плана. Крошечный и очень простой, зато быстро. И почувствовать Его присутствие в концентрированном виде.

8. Разумеется, чтобы встреча с Богом в пространстве игры состоялась, человек должен быть готов встретиться с Богом, играть вместе с ним. Есть масса способов эту встречу с Богом профакапить. Включить гиперконтроль, заняться "пожизневыми" разборками... список примерно такой же длинный, как и в жизни. Но если есть готовность принять Его в игру, то игра становится сакральным пространством, в котором можно получить глубокий духовный опыт.

9. Этот опыт игры с Богом очень радостный, и в ролевой игре эту радость добыть для себя проще, чем в реальной жизни. В реальной жизни тоже теоретически можно "отпустить и Бога впустить". И даже нужно. Умение доверять миру делает жизнь гораздо светлее. Но в реальной жизни рисков гораздо больше. Сложно отпустить и довериться процессу, когда ипотека, пандемия и прочие отягчающие обстоятельства. А вот в игре, где все понарошку и в полдень воскресенья точно закончится - это проще.

10. Для меня самая сладкая сладость ролевой игры - именно в этом. В присутствии Божественного Игрока. В возможности видеть, как пространство игры само себя конструирует через нас - как благодаря усилиям мастеров и игроков, так и вопреки нашим косякам. Быть (и чувствовать себя) гармоничной частью творения мира, пусть даже небольшого и недолговечного. Именно тоска по этому чувству вернула меня в ролевые игры после перерыва в пятнадцать лет.

Вместо заключения - любимая цитата на эту тему из Макса Фрая:

"Смею думать, мы - хорошие фишки и нам еще не раз предстоит ощутить на своих макушках невидимые персты непостижимого Игрока, изготовившегося к очередному ходу.

Пусть играет, пусть, думал я, ускоряя шаг. Пусть пугает, пусть сбивает с толку, пусть не разъясняет правил, шептал я, прислонившись спиной к теплым от солнца камням Тынского храма. Только бы продолжал играть, лишь бы Ему не надоело, хоть бы не передумал, не отвлекся на что-нибудь другое, потому что я уже не хочу жить как-то иначе. И, кажется, не смогу".

Примечания:
*ссылка на семинар, который послужил отправной точкой для этого размышления:
https://youtu.be/KQ4wIz-uHW4
**per se - сама по себе, в чистом виде (лат.)


ролевое, мысли вслух

Previous post Next post
Up