Муравьед

Nov 19, 2018 23:20

Do-335 «Pfeil» (Стрела) - тяжелый немецкий истребитель Второй мировой войны, один из самых быстрых истребителей с поршневым двигателем в истории авиации.


Do-335 был очень удачной машиной и если бы конструкторам удалось решить все имеющиеся технические проблемы и организовать его серийное производство, то в руках Люфтваффе оказался бы исключительный по своим качествам истребитель, способный эффективно противостоять любому самолету союзников. При этом «Pfeil» был многопрофильной машиной, его планировали использовать в роли тяжелого дневного истребителя, скоростного бомбардировщика, ночного истребителя (одноместного и двухместного), самолета-разведчика и учебно-тренировочной машины.

В основу его конструкции была положена тандемная схема расположения двигателей, которую профессор Клод Дорнье запатентовал ещё в 1937 году. Подобная схема отличалась минимальным аэродинамическим сопротивлением: самолет имел классический силуэт с «чистым» крылом без двигательных гондол, нарушавших аэродинамику. При этом сохранялись все достоинства двухмоторного самолета, в том числе большой запас мощности и безопасность полета, а в случае боевого самолета, задний двигатель защищал спину пилота от пуль и осколков, что позволяло уменьшить массу бронирования.

Однако подобно многим другим разработкам Дорнье "Стрела" появилась слишком поздно. Работы над Do-335, начавшиеся ещё в 1942-м году, в Министерстве авиации (RLM) не ускоряли, но и не свёртывали. Адольф Гитлер, славившийся своей любовью ко всяким необычным образцам вооружения, поначалу проявил живой интерес к Do-335, но в сентябре 1943 года фюрер решил сконцентрировать все усилия на реактивном Messerschmitt Me-262 «Schwalbe», а «Pfeil» остался в резерве.

Пока колебалась чаша весов, на которой лежала судьба Do-335, успели закончить первый прототип (Do-335-V1), совершивший первый полет 26 октября 1943 года и, после завершения первой фазы заводских испытаний на заводе Дорнье в Оберпфаффенхофене в Баварии, переданный в испытательный центр Люфтваффе в Рехлине. Все пилоты, испытывавшие Do-335, хвалили его эргономические качества. «Pfeil» был легок в пилотировании, а кабина была очень удобной, что у немецких машин наблюдалось не часто. Несмотря на то, что самолет испытывал некоторое «вихляние» во время полета на больших скоростях, летчики-испытатели отмечали хорошую маневренность и особенно разгонные характеристики самолета и радиус выполнения виража. Несмотря на свои внушительные размеры, Do-335 оказался на удивление маневренным. В пробных боях с Fw-190, тяжелый двухмоторный «Дорнье» частенько садился Fw-190 на хвост. В худшем случае Do-335 давал полный газ и молниеносно отрывался от противника. Его не мог догнать ни один самолет с поршневым двигателем, ни немецкий, ни союзнический.

Фюзеляж Do-335 состоял из 4-х частей: кабины пилота с отсеком для уборки носовой стойки шасси, отсека с баками под топливо (в двухместном варианте здесь также размещалась кабина радиста), отсека заднего двигателя и хвостовой части. Силовая установка состояла из двух расположенных тандемом двигателей Daimler-Benz DB 603 по 1800 л.с., задний из которых через удлиненный вал приводил трехлопастный толкающий винт, а передний по классической схеме вращал трехлопастный тянущий. Do-335 мог продолжать полет даже на одном двигателе (переднем или заднем) при этом скорость самолета все равно оставалась внушительной (до 557 км/ч). «Pfeil» стал вторым немецким и третьим в мире (после Не-219 «Uhu» и шведского Saab J-21) самолетом с поршневыми двигателями, оснащенным катапультой. Чтобы обеспечить безопасное покидание машины пилот должен был вначале отстрелить верхнюю часть вертикального хвостового оперения и задний воздушный винт, крепившееся с помощью разрывных болтов. Еще одной мерой безопасности было сбрасывание нижней части вертикального оперения в случае приземления с убранным шасси.

Огневая мощь Do-335 менялась на разных прототипах. В крыльях размещали две 30-мм пушки МК 103 с боекомплектом 70 выстрелов на ствол, еще одна такая пушка монтировалась в развале блока цилиндров. Над мотором устанавливали две 20-мм пушки MG-151/20. Предусматривалась возможность замены пушек на 15-мм пулеметы MG 151. При этом самолет имел возможность брать в бомбоотсек до 500 кг бомб. Однако даже три 30-мм и две 20-мм пушки не представляли для самолета предела - Do-335 мог нести еще более тяжелое вооружение. Вместо МК 103, расположенной в развале блока цилиндров, предполагалось поставить 55-мм пушку МК 112, имевшую массу 272 кг и скорострельность 300 выстрелов в минуту. Можно только представить, каков был бы эффект от попадания хотя бы одного её снаряда в бомбардировщик противника.

В отношении Do-335 «Pfeil» трудно говорить об оперативном применении, тем более о применении боевом. Самолет находился на ранней стадии развития и его серийное производство еще только разворачивалось, когда Германия капитулировала. Почти все самолеты находились на полигонах, заводских аэродромах и в сборочных цехах. В сентябре 1944 года Люфтваффе сформировало специальную часть Erprobungskommando 335, (Ekdo 335), главной задачей которой было проведение испытаний Do-335 в боевых условиях. Стоит отметить, что самолетам из Ekdo 335 не часто удавалось вступать в непосредственный контакт с противником. Например, в середине апреля 1945 года пилоты 3-й эскадрильи королевских ВВС, летавшие на истребителях «Tempest», попытались перехватить над Эльбой Do-335, уходивший от них на большой скорости. Позднее "Стрелу" смогли засечь пилоты из состава 325-й истребительной группы 15-й воздушной армии США, летавшие на Р-51 «Mustang». В обоих случаях немецкая машина смогла с легкостью оторваться от преследователей. У одного из захваченных союзниками Do-335 на борту имелись знаки воздушных побед, но можно с большой долей вероятности говорить о том, что все они были одержаны летчиком еще до того, как он пересел в кабину этого самолета.

Из-за критических задержек в поставках материалов, бомбардировок союзников и начальных задержек проекта, на заводе Дорнье в Оберпфаффенхофене до конца войны успели выпустить всего 61 самолет Do-335, считая все прототипы. Некоторые машины остались недоукомплектованными. В апреле 1945 года американские войска заняли Оберпфаффенхофен и захватили все находящиеся там самолеты, только два из которых могли летать. 20 июля обе эти машины отправились за океан. В США испытания Do-335 проводились довольно вяло, так как постоянно выходили из строя двигатели, а сама конструкция самолета была признана бесперспективной - наступала эра реактивных истребителей. В 1947 году одну из этих машин перевели на базу Норфолк, а в 1961 году - в Смитсонианский институт. В конце концов самолет оказался в коллекции Национального аэрокосмического музея в Силвер-Хилле.

За характерную внешность, а также долгое и нудное проектирование и доводку, Do-335 заслужил в Люфтваффе прозвище "Муравьед" (Ameisenbär).


















Потянуто отсель. Больше - в Уголке неба.

germany, 1940, avia, dieselpunk

Previous post Next post
Up