Клюквенные джунгли в цвету

Oct 30, 2015 03:15

Шли годы краткого, но феерически яркого "детройтского барокко". И далеко не у всех дорожка вышла гладкой.

История самого громкого пшика в истории американского автопрома - грандиозного провала новой фордовской марки Edsel - известна всем мало-мальски интересующимся историей автомобилестроения. Если уж совсем кратенько: компания Ford до самого конца тридцатых годов прошлого века имела в своём активе лишь две марки - пролетарскую собственно Ford и престижную и дорогую Lincoln, коей все двадцатые-тридцатые годы руководил сын Генри Форда Эдсел, о котором я малость писал в посте "Задворки континента". А вот промеж дешёвыми "Фордами" и дорогими "Линкольнами" зияла дыра, кою успешно заполняли конкуренты из General Morors, Chrysler и "независимые", коих, переживших Великую Депрессию, оставалось ещё не так мало. Особенно преуспевал в "затыкании рыночных дыр" "Форда" извечный главный соперник GM, имевший в своём активе к 1939 году на американском рынке аж шесть марок - Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Buick, LaSalle и Cadillac, закрывавших весь спектр потребительского спроса сверху донизу. Chrysler был неплохо представлен тоже, располагая (по возрастанию) брендами Plymouth, Dodge, DeSoto и Chrysler.
Столь неприятную ситуацию, когда клиент уходит сквозь пальцы и переходит к соперникам-конкурентам, на "Форде" попытались выправить, введя в 1939 году новый промежуточный бренд Mercury, машины которого первое время представляли собой внешне те же Ford, но с улучшенной отделкой и чуть побогаче увешанные снаружи блестючками и свистелками-перделками, хотя и имели собственный кузов. В 1949 году Ford с Mercury всё-таки "развели" подальше (впрочем, эту историю лучше почитать в "авторевюшной" публикации Андрея Хрисанфова "Киногерой"), а вскоре группа молодых управленцев, приглашённая после смерти Генри Форда вставшим у руля концерна его внуком Генри Фордом №2 "для устранения перекосов", получившая прозвище "Whiz-kids", затеяли ещё одну марку в линейке концерна, которая должна была как раз заполнить средний ценовой сегмент, едва прикрытый Mercury, встав промеж Ford и Mercury. Выход нового имени был запланирован на 1958 год. Однако один из "молодых да ранних" "новых управленцев" - один из самых удачливых и влиятельных молодых менеджеров Фрэнсис Рейт предложил новую концепцию. Да, новый бренд необходим, но, во-первых, он должен появиться на рынке годом раньше, а главное - состоять из двух различных по размерам модельных семейств. Более компактное займет нишу между Ford и Mercury, а то, что побольше - между Mercury и Lincoln.

Машины новой марки с помпой вывели в свет 4 сентября 1957 года - в компании эту дату даже окрестили "E-day". В разработку и шумную рекламную кампанию были вбуханы огромные деньги. Чего стоит одна грандиозная презентация марки в телевизионном шоу Эда Салливана с участием звезд первой величины: Фрэнка Синатры, Луи Армстронга и Бинга Кросби, о котором рассказал камрад ezyk091978. Прежде всего перед командой дизайнеров под руководством Роя Брауна руководством была поставлена задача придать автомобилям новой марки оригинальный узнаваемый облик - ибо на "начинке" решили сэкономить, использовав "железо" от разных моделей концерна: модели Citation и Corsair были построены на шасси Mercury, а более дешевые Pacer и Ranger - на "фордовской" платформе. Команда Брауна решила сделать ключевым элементом стайлинга оригинальное "фамильное" оформление передка с вертикальной секцией, долженствующей уподобиться "ноздрям" BMW, "сердечку" Alfa Romeo и радиаторам "классической эпохи". Именно этот элемент экстерьера заработал в народе уйму нелестных прозвищ: тут и"лошадиная морда", и "очко от унитаза", и "хомут", а то и вовсе "влагалище" в более грубой форме.
Хромало и качество. Для экономии машины Edsel решили выпускать не на отдельном заводе, а уже на имеющихся предприятиях компании, "впихнув" на фордовские конвейеры в довесок к уже выпускающимся там машинам и ускорив линии. История Edsel хорошо рассказана тут, так что не стану заниматься объёмным копипастом. Промаявшись три года и потеряв на ней около полумиллиарда (!) долларов - ТОГДАШНИХ, ещё золотом обеспеченных - не нынешних фантиков! - фордовцы тихо прикрыли марку Edsel от греха подальше.

Провал Edsel стал нарицательным. "Нет повести печальнее на свете..."

Я же хочу показать то, как создавалась внешность машин столь неудачливой марки.

1. 1957



2. 1956



3. 1956



4. 1956



5. 1956



6. 1956



7. 1956



8. 1956



9. 1956



10. 1956



11. 1956



12. 1956



13. 1956



14. 1956



15. 1956



16. 1956



17. 1957



18. 1957



19. 1957



20. 1957



21. 1957



22. 1957



23. 1957



24. 1957



25. 1957



26. 1957



27. 1958



28. 1959



29. 1959



30. 1959



31. 1959



32. 1959



33. 1959



34. 1959



35. 1959



36. 1959



37. 1959



38. 1959



39. 1959



40. 1959



41. 1959



42. 1959



43. 1959



44. 1959



45. 1959



46. 1959



47. 1959



48. 1959



49. 1959



50. 1959



52. 1960



53. 1960



54. 1960



55. 1960



56. 1960



57. 1960



58. Модельный ряд Edsel 1958 года. Эта и следующая картинки хорошо кликабельны



59.



https://auto.mail.ru/article/35747-katastrofa_po_imeni_edsel/
http://www.brandreport.ru/edsel/

1960, design, art, auto, 1950, usa

Previous post Next post
Up