After.Life

Jan 29, 2015 02:37

Последние "настоящие" мотоциклы Indian были изготовлены 9 мая 1953 года, но ТАКОЕ громкое имя предать забвению? Попытки возрождения начались буквально сразу после смерти марки и продолжаются и доныне. Чего только не продавалось под маркой Indian! Расскажу о малоизвестных страницах истории славного имени, о "жизни после жизни". На полноту и объективность не претендую, но что выросло - то выросло.



Начиналось это "ещё при жизни" - когда на конвейер встал созданный по британским лекалам новый Scout. Он-то, по-сути, и забил последний гвоздь в гроб Indian. После окончания Войны тогдашний хозяин марки Пол Дюпон остыл к мотопроизводству и сбагрил "надоевшую игрушку" промышленнику Ральфу Роджерсу (Ralph В. Rogers). Роджерс давно носился как с писаной торбой с проектом серии мотоциклов в британском стиле, разработанным в последние годы войны Бриггсом Уивером (G. Briggs Weaver), бывшим конструктором Indian. А тут и сама оная марка подвернулась. Вот эта серия мотоциклов разработки Уивера и дебютировала под маркой Indian летом 1948 года. Мотоциклы - одноцилиндровый 218-кубовый 12,5-сильный Arrow и двухцилиндровый 436-кубовый 22-сильный Scout - имели унифицированную конструкцию: верхнеклапанные моторы со своеобразными разнесенными штангами и вертикальным расположением цилиндров, четырёхступенчатые коробки передач в отдельном блоке с ножным механизмом переключения, трубчатые замкнутые рамы, телескопические передние вилки. Arrow имел жесткую подвеску заднего колеса, а Scout оснастили свечной. Новинки сгубило отвратительное качество изготовления, хотя "Индюки" до этого славились прямо противоположным - своей "неубиваемостью" и высоким качеством, высокая цена и характеристики, уступавшие как раз тогда хлынувшим на американский рынок аналогам из Европы. Кроме того, промышленная империя Роджерса оказалась в конце 40-х годов в стесненных финансовых обстоятельствах, что привело к ряду судорожных движений, не лучшим образом отразившихся на репутации марки. Так, через сбытовую сеть компании продавали легкие чешские мотоциклы ČZ и американские скутеры Lowther - последние даже под маркой Indian.


Arrow продержался на конвейере всего год, а на смену Scout пришел Warrior с более мощным, 29-сильным 498-кубовым двигателем. Главный конкурент, Harley-Davidson, тем временем успешно зарабатывал на содранном с немецкого DKW RT125 собственном "малокубатурнике".


В том же году компания была разделена на два подразделения - производственное и коммерческое. Роджерс заключил партнёрское соглашение с с английским предпринимателем Джоном Брокхаусом (John Brockhouse) о разделении компании на две части - "завод" и "торговля". Причем именно Брокхаус, получивший в свои руки всю сбытовую сеть компании Indian, организовал атаку британского импорта на американского покупателя. В конце концов импорт вытеснил производство окончательно. В феврале 1953 года изготовили последние Chief для широкой продажи, а 9 мая 1953 года - собрана последняя партия в 50 мотоциклов Chief с 1300-кубовым двигателем для полиции Нью-Йорка.
И вот тогда начался фильм, название которого я вынес в заглавие поста. - Я же жива! Я хожу, разговариваю! - Вы умерли. - Я не верю!!!

Indian Brave '1951


Компания Брокхауса не стала больше заморачиваться с возобновлением производства и разработкой новых моделей, а взялась тупо лепить шильдики Indian на те британские мотоциклы, импортом которых и занималась. Под маркой Indian она стала продавать в США британские мотоциклы Royal Enfield, а в конце 50-х годов - также английские мотоциклы Matchless.

Indian Tomahawk '1956



1956



Royal-Enfield-Indian Tomahawk '1958



Indian Woodsman '1959


В 1960 году сбытовая сеть Indian перешла к изготовителю "Матчлессов" - английскому концерну AMC, который эту марку уже не использовал.

Следующую главу в историю марки вписал Флойд Клаймер (Floyd Ciymer), процветающий издатель, а в недавнем прошлом - торговец мотоциклами Indian на западном побережье США. В середине 60-х годов он приобрел права на использование имени Indian. Планов по возрождению было громадьё, но закончилось всё грустно.
В союзе с немецким конструктором Фридлем Мюнхом (Friedel Munch) был разработан прототип нового Scout. Прототип был показан в США в конце 1967 года: он представлял собой модернизированный 745-кубовый двухцилиндровый V-образный нижнеклапанный двигатель "ещё тогдашнего" Sport Scout, "вживлённый" в "мюнховскую" ходовую. Получилось бестолково и на редкость уродливо.


Однако в планах было строительство нового завода, а в Италии (опять Италия! Я уже многократно писал об "американо-итальянской "дружбе" в автомобильной сфере, а вот мотоциклетной пока не касался. Хотя там есть вкусного), у хозяина молодой компании Italjet Леопольдо Тартарини Клаймер заказал разработку ходовой части под английские моторы. В 1969-1970 годах на рынках США и Великобритании под маркой Indian было продано около 200 таких мотоциклов с 499-кубовым одноцилиндровым двигателем Velocette и десяток с 736-кубовым двухцилиндровым мотором Royal Enfield. А тем временем Клаймер взялся продавать в Штатах под маркой Indian лёгкие мотоциклы итальянского производства.
Indian-Italjet-Enfield Interceptor 750cc



Indian Velocette






1969 Indian Super Scrambler





К сожалению, в январе 1970 года семидесятичетырёхлетний Флойд Клаймер умер и возрождение марки Indian опять повисло в воздухе...

Здесь он заснят в свой последний приезд в Европу на трассе в Монце вместе с Кэлом Рэйборном и Джакомо Агостини



Права на марку выкупил у вдовы юрист из Лос-Анжелеса Алан Ньюмэн (Alan Newman), который продолжил импорт мотоциклов Italjet.
Кроме того, под маркой Indian он стал продавать легкие мотоциклы тайваньского производства с двухтактными моторами рабочим объемом от 49 до 171 см3.

1972





Когда в 1975 году Ньюмэн обанкротился, права перешли к компании American Moped Associates. Под маркой Indian Four (как только язык повернулся!) она с 1977 по 1981 год продавала скутеретты тайваньского производства с 50-кубовым четырехтактным двигателем. Когда я увидел эти аппараты - мне резко поплохело: практически точно такие же изделия, штампуемые ныне китайцами миллионными тиражами, в своё время проели мне мозг чайной ложечкой до самой задницы!






Вот здесь - огромная подборка фотографий того, что в семидесятые годы продавалось под маркой Indian.

Восьмидесятые-девяностые годы прошли в судебных разборках: права на марку "разбежались по рукам" и несколько претендентов долго и нудно выясняли - чей кусок индейского скальпа больше и лучше и кому достанется весь скальп. По всему миру - от Австралии до Швеции, не говоря уж о Штатах, тем временем с завидной регулярностью появлялись очередные прожекты "возрожданцев". О некоторых я даже рассказывал. Точку в разбирательстве поставил в феврале 1999 года федеральный суд, который закрепил спорное название за Indian Motorcycle Company of America, конгломератом нескольких американских и канадских компаний, занимавшихся реставрацией мотоциклов Indian и выпуском всякого лута с символикой знаменитой марки. Дальнейшее - уже новейшая история.

Как всегда в соавторстве с гуглом и пунтосвитчером. Почти весь текст я взял из этой отличной статьи. Жаль - автор не указан. Если меня память не подводит - это статья Александра Воронцова, опубликованная в журнале "Мото" лет двадцать назад. Перерывать стопку журналов в поисках мне в запое тяжко.

Фильм "After.Life" очень, кстати, рекомендую.

[Сцылки]
http://motocafe.ru/moto-catalog/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8B/indian.html
http://www.burtonbikebits.net/floyd_clymer_interceptor_750cc.htm
http://www.indianmotorcyclecommunity.com/forum/index.php?app=members&module=reputation§ion=most
http://bitzabuilder.blogspot.ru/2013/08/about-my-plans-to-mount-new-indian.html

indian, история, 1950, 1970, 1960, moto, многа букаф ниасилил, history, 1940, многафоток, usa

Previous post Next post
Up