В Гашееву слободу

Feb 03, 2024 12:47


Итак, соскучившись ходить по узкой и короткой тропинке вдоль реки, мы отправились пить кофе, а по дороге смотреть местный колорит. Приведу выдержку из личных записей:

«…свернули туда, где еще сохранилась деревянная застройка. Прошли всего ничего, навстречу стайка девочек с чехлами для костюмов, при них дама. Спросила что-то у И., я не расслышала. Оказывается, искали Институт культуры. Ладно, топаем дальше. Через пару минут собрались переходить дорогу, встали на светофоре. Навстречу какой-то дяденька: скажите, а где здесь морг? Пробормотали стандартное «сами мы не местные». Хороший город, широкий диапазон интересов».

Время близилось к полудню, и мы, любуясь деревянной застройкой боковых улочек, почти платонически, поскольку руки запросили пощады, а на моей камере полностью обледенел экранчик лайв-вью, отправились завтракать в спасительный «Самовар».  Почти платонически, потому что перед какими-то кусочками костромской жизни устоять невозможно:





В «Самоваре» вместо сырников были из интереса заказаны блинчики, к которым можно выбрать два «топинга» из трех - карамель, сметана, домашнее варенье. И знаете что? Домашнее вишневое варенье действительно оказалось домашним. С косточками, как в детстве. Приняв внутрь для сугреву (кофе, а вы что подумали?), Резвая Двоица снова укуталась и отправилась на поиски еще одной местной достопримечательности - церкви Алексия, Человека Божия в Гашеевой слободе. Но сначала хотелось посмотреть, как выглядит при солнце деревянный терем и дома по соседству, все равно по пути.





Обещала вам архитектурные детали третьяковских доходных домов? Пожалуйста! Вид сбоку.



Сетка, конечно, очень мешает, но кованая ограда все-таки видна.



А это дверь парадной. Украшение над.



Ворота.



И вид со двора:



Но довольно. Гашеева слобода ждет.

По дороге внезапно увидели еще одну красивую церковь, оказалось - Иоанно-Златоустовскую.



Про нее беру из Вики: «Первое упоминание о церкви относится к 1628 году. В начале XVII века на этом месте находился ансамбль из двух деревянных храмов - «зимнего» во имя святых мучеников Флора и Лавра (давшего называние Лавровской улице[2]) и «летнего» во имя Иоанна Златоуста. В костромской писцовой книге говорится: «В Златоустенской улице в Кузнецах церковь ружная древяна клецки святых мученик Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста». Последний, на момент составления писцовой книги, скорее всего, сгорел, оставив после себя «место церковное». В XVII веке деревянный храм Иоанна Златоуста был отстроен заново, а в середине XVIII века на его месте появилась пятиглавая каменная церковь, освященная в 1751 году. Каменный Иоанно-Златоустовский и деревянный Флоро-Лавровский храмы простояли рядом друг с другом около 40 лет. Каменный храм был «холодным», зимой службы проводились в деревянной церкви Флора и Лавра. Она окончательно обветшала в конце XVIII века, после чего к Иоанно-3латоустовскому храму было пристроено два «теплых» придела и колокольня (с запада). Эти приделы, увенчанные каждый небольшой главкой (всего глав у храма стало семь), были освящены в 1791 году.

Весной 1922 года в рамках всероссийской экспроприации церковных ценностей из церкви Иоанна Златоуста было изъято свыше 117 кг серебряных изделий: окладов для икон, священных сосудов и лампад. В этом же году исторические кафедральные соборы в бывшем костромском кремле оказались в руках обновленцев, а новым кафедральным собором стал расположенный по соседству храм во имя святого пророка Божия Илии на Русинской (ныне Советской) ул. Когда же в ноябре 1929 года он тоже был закрыт, кафедральным собором стал храм святителя Иоанна Златоуста» - и оставался им до 1964 г.

Немедленно полезли к храму дворами. Тут тоже колоритно. Теремок какой-то.



Вот она, красавица. И снова заперто, снимаю сквозь решетку ворот.



Наконец выходим Куда Надо.



Храм, памятник истории и культуры федерального значения, построен в 1762 г. Но до него здесь стояла другая церковь, деревянная, поставленная в 1653 г. попечением Анастасииного монастыря, которому тогдашняя Гашеева слободка была отдана под коровий двор. Так странно для нынешнего слуха слобода называется оттого, что когда-то ее обитатели занимались гашением извести. Впрочем, в «Костромской старине» попался и вариант «Гощеева», но больше я его нигде не встретила. Шло время, церковь ветшала, и во второй половине XVIII в. на ее месте воздвигли двухэтажный каменный храм. Средства на строительство поступали от прихожан и жертвователей. Сначала был выстроен собственно храм, чуть позже - колокольня и трапезная. Храм необычен тем, что колокольню венчает главка в виде короны. Местная легенда утверждает, что это украшение появилось в 1767 г. в честь посещения города императрицей Екатериной I.



Не скрою и неприятное: хотя это памятник федерального значения, но, когда мы подходили к церкви, охранник заметил это и демонстративно закрыл перед нами ворота. Поэтому картинок кот наплакал. Ой, нет, неправда, кот не плакал, кот бежал из двора во двор:



А улица называется Катушечной. Ей-богу, не вру.



Резьба на доме потрясающая. А главное, сохранилась.





Рядом - дом попроще.



Но, пока светит солнце, нужно погулять по улочкам и успеть - опять! - к Сковородке. Тут у нас два интереса: попробовать кое-что переснять при солнце, пройтись по улицам за домом Борщова, потом пообедать, сходить на Сырную биржу в качестве покупательниц, а не туристок, и, увы, ехать в гостиницу за вещами. Но пока время еще есть, и можно, несмотря на стремительно разряжающийся телефон и вновь обледеневшую камеру, не спеша идти к намеченной цели.

Дальше несколько картинок костромских улиц.





И вот опять она. На морозе валит пар.



Забор все портит, конечно.



К счастью, в нем прорезаны отверстия для снижения парусности, поэтому хоть так, но картинку выцепить удается.



Каланчовый гештальт закрыт. :) Вот теперь мы отправляемся гулять по проспекту Мира и прилегающим улицам.

Об этом - в следующий раз.

фоторадости, резвая двоица, города, femme photale, купола и лабазы, за горизонтом, зима, бродилки

Previous post Next post
Up