Шли мы, если читатели помнят, к Анастасииному монастырю. Справочка: Богоявленско-Анастасиин монастырь основан в первой трети XV в., точнее, в 1426 г., в день явления Господня, на р. Суле, преподобным Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского, и первоначально был мужским, однако в 1863 г. преобразован в женскую обитель. У монастыря долгая, богатая событиями история; вот всего одна цитата с сайта Костромской митрополии: «Тридцатого декабря 1608 года отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), возглавляемые Александром Лисовским, при захвате Костромы ворвались в Богоявленский монастырь, братия которого отказалась изменить данной царю Василию Шуйскому присяге. Тушинцы подвергли обитель разграблению, а ее насельников предали смерти. Имена тринадцати преподобномучеников Богоявленского монастыря, погибших от рук захватчиков и изменников, ныне почитаются в лике местночтимых святых».
Первым каменным зданием монастыря, построенного первоначально из дерева, стал Богоявленский собор, возведенный в конце XVI в. артелью каменщиков, прибывших в Кострому предположительно из Ростова Великого. За образец был взят Успенский собор московского Кремля.
Кроме Богоявленского собора, на территории действует храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская».
В советское время обитель была закрыта.
Сейчас территория монастыря закрыта для мирян, открыт только храм. Поскольку фотосъемка и видеосъемка, в том числе на мобильные, на территории воспрещена, даю ссылку на крайне полезный сайт костромка.ру, где можно посмотреть фотографии, старые и новые, и прочесть подробную историю обители:
https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/55.php, а у меня всей добычи - одна череззаборная карточка, одна через ворота.
И с улицы немного.
Анастасиин монастырь выходит углом на небольшую площадь, от которой прямо к главной городской площади ведет чрезвычайно интересная улица Симановского - она и есть Богоявленская.
Начинается улица зданием Детской музыкальной школы им. М. М. Ипполитова-Иванова - это ансамбль так называемых третьяковских доходных домов.
Их построил в конце XIX и начале XX вв. выходец из семьи богатых судиславских купцов-раскольников Иван Петрович Третьяков. Здесь размещались конторы и учреждения, были и квартиры для сдачи обеспеченным людям. Попытка выяснить, не родня ли костромские Третьяковы московским, привела к выводу: нет, не родня.
Любуемся деталями (завтра, при солнце, Резвая Двоица сюда еще вернется и кое-что доснимет):
Любопытна застройка вдоль всей бывшей Богоявленской.
И больше всего взгляд притягивает самый настоящий деревянный терем. Выстроен он в 1893 г. в ложнорусском стиле (архитектор А. Е. Смуров, занимавший тогда пост городского архитектора). Сейчас мы видим фактически реконструкцию, так как во время реставрационных работ сруб сгорел и взамен возвели стены из кирпича, обшив их тесом.
Детали терема будут в других постах. Тут, в общем-то, о каждом доме можно рассказать довольно много - без преувеличения живая старина. Вот, казалось бы, дом как дом - мало ли мы видели такого в разных городах? Ан нет, у этого - интереснейшая история.
Это дом купца С. П. Углечанинова, построенный в 1820 г. на месте деревянного. Однако по недостатку средств завершить постройку хозяин не смог и переуступил дом «с неотстроенным верхом» другому купцу, Строгальщикову. Однако и тот владел им недолго: страшный пожар 1847 г. оставил только обгорелые стены. Затем останки дома еще дважды меняли хозяина, и только когда владельцем стал инженер Э. Х. Тиден, некогда вятский губернский архитектор, дом наконец обрел нынешний облик.
А за смуровским теремом неожиданно видишь здание в духе модерна, дом купцов Волковых.
Точная дата постройки неизвестна, но считается, что в этом доме родился и провёл первые детские годы основатель русского национального театра Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763); дом, стало быть, построили раньше. Откуда же модерн?! - возопит просвещенный читатель. А вот откуда: эта пристройка появилась в 1910 г., когда половину дома то ли перестроили, то ли разобрали и возвели на ее месте новую конструкцию.
Поскольку нормальные герои всегда идут в обход, по Симановского мы двигались от конца к началу. На самом деле бывшая Богоявленская начинается от центральной городской площади с каланчой и гауптвахтой.
Мы собрались было сразу туда, но поняли, что несколько часов на морозе без горячего кофе дают о себе знать. Поэтому решили перекусить и погреться в «Самоваре», здесь же, в двух шагах от Сковородки. Подкрепившись в тепле и уюте сырниками со сметаной и капучино (цены вполне умеренные, вкусно), мы воспрянули духом и смело отправились по морозу дальше, к каланче, торговым рядам, а когда свет окончательно уйдет, к Сырной бирже. Ибо Кострома - земля не только льна и серебра (чудесное тут делают серебро, с эмалью и без), но и сыра. Местного, разнообразного - от, естественно, костромского до пармезана - и очень вкусного.
Об этом, однако, в следующий раз.