Туров, сосредоточение Мирового Зла и Президент, который так похож на нас

Feb 21, 2008 14:34

Туров

г. Туров (Гомельская обл., Житковичский р-н) - древний беларусский город, который упоминается аж с 980 г. Сегодня это сельский одноэтажный городок на берегу Припяти в 3,5 тысяч жителей, вдали от основных транспортных линий (25 км от автотрассы и железной дороги Брест-Брянск). Рядом находится национальный парк «Припятский». Внешне чувствуется стремление «причесать» местечко под туристический городок: опрятный центр, аккуратненькие памятники в честь древней истории (Кирилле Туровскому, Рогволоду, Астрожскому), стекло-металлический саркофаг над фундаментом храма 12-го столетия («скрипта»), два музея (краеведческий и экологический), новое здание гостиницы (номер от 35 тысяч), отремонтированное кафе «Пралеска», элементы крыш и стен по центральной улице отделаны «сайдингом». Но вникая чуть глубже, присматриваясь, видна поверхностность всего этого: нормально поесть «случайным» туристам не всегда возможно, питание заказывают только для организованных групп, гостиница пустует, туристических объектов очень мало и смотреть особо не на что.

Но самое интересное: только попав в город Туров можно понять, что районный центр г. Житковичи являются сосредоточением Мирового Зла.

Сосредоточение Мирового Зла

История началась с того, что до 1962 г. (или до 1971г.?) г. Туров был райцентром. По словам местных жителей - «тураўцоў» - в то время это был довольно развитый город, насчитывающий до 10 тысяч жителей, «соответствующие» райцентру предприятия (хлебозавод, молокозавод и др.) с дополнительными рабочими местами. С переносом же административного центра района в г. Житковичи предприятия переехали в новый районный центр, сократились бюджетные дотации, и Туров пришел в относительный упадок. Перенос районного центра во многом произошел из-за неразвитости транспортной инфраструктуры Турова. В 60-х гг. через р. Припять не было моста и во время разливов город и окрестности надолго оставались отрезанными от остальной части района, через Житковичи же проходила железная дорога и это посчитали решающим аргументом в изменении адмистративного статуса города.



Фото 1. Туров, центральная площадь



Фото 2. Памятник в честь основания Турова

«Тураўцы» часто с грустью вспоминают о бытности Турова райцентром, считая себя горожанами вопреки настоящей ситуации, да и сам город хранит следы былого статуса (например, хорошая больница, музыкальная школа). Такие воспоминания служат источником неприязненных отношений туровцев к Житковичам, «житкаўцам» и житковичской районной администрации. Горожане отзываются о Житковичах как о бывшей деревне («…пока райцентром не стали»), в противовес Турову - «Туров всегда был городом».



Фото 3. Житковичская районка

В таких рассказах Житковичи приобретают демонический статус враждебного Турову места, темной и злой стороны системы управления. Буквально каждая семья, каждый человек в Турове как то пострадал от Житковичей и районной администрации. Везде слышны (стоны и плач) жалобы на неравноправные отношения Турова и Житкович, на приниженный статус своего города, на то, что у города нет собственного расчетного счета, на использование туристического значения города в интересах райцентра («туров ничего с этого не получает»), на подавление районной администрацией инициатив горожан по развитию своего города, на невнимание руководства к нуждам жителей и т.д. и т.п. Благородные, креативные, творческие, талантливые “тураўцы” стонут под гнетом неотесанной деревенщины из Житковичского исполкома и районных отраслевых органов управления. За что ни возьмись в родном городе светлы туравец - все как кость в горле темным жыткаўцам!



Фото 4. Кафешка в Житковичах

Житковичи - собственный местечковый “долгоносик”, “злачынны рэжым”, “монголо-тарское иго” и универсальный объяснительный принцип для Турова. Удалось что-то сделать - это все потому что Житковичи не мешали, неполучилось чего, ну ясно, кто козни строил. Так и живут, и конца этому не видно...

Президент, который так похож на нас

Современный полесский фольклёр - явление увлекательное, и ничуть не менее интересное, чем уникальные древние беларусские сказки и легенды. Вот послушайте:

“Было это недавно совсем, пару годков только прошло. На день Беларусской Письменности приезжал в Туров Президент. Ну, как водиться, надо принять дорогого гостя как надо. А в Турове гостей принимать умеют, не что в каких-нибудь Житковичах. Бывало Филарет приедет, так ему только кофий подадут (потому, что житковичские обедом кормить не дают, к себе возят), а на стол, дивно украшенный, бокалы поставят, да рыб живых туда пустят. Дивится гость на такое чудо и радуется. А как Президента принять? Дело непростое, да и Житковичи косо смотрят, все внимание себе норовят забрать, боязно им Туров с хорошей стороны показывать. Беснуются, окоянные, а поделать ничего не могут, Президент в Туров сам едет! А есть в Турове местный хор, хору этому уже много лет, хороший хор с наградами всякими, думаем, покажем Президенту - будет ему радость, а Турову - слава. Как задумали - так и сделали. Приехал Президент да пошел хор по программе слушать, пол часа, значит, полагается. Час нету, два нету, третий уж пошел - нету! Житковская администрация извелась вся, где Президент?, чего ж так долго нет?, программа нарушается!, что делать? А Президент хор слушает! Так ему нравиться, так поют! Слезу Президент пустил и говорит: “Эх! Весь день день бы вас слушал! Да что день?! Махнуть бы с вами за реку, друзья, отдохнуть бы с вами да песнями вашими!” А хор ему: “Так, Александр Григорьевич, мы-то с радостью, хоть сечас поехали!” - “Не могу!, - говорит, - Дела государсвтенные!” Обнял он хор, утер слезу и пошел дальше программу отбывать. Отбыл все как полагается, и в Минск уехал, делами государсвтенными заниматься. А хор не забыл. Прислал хору подарки из столицы: костюмы и деньги на инструменты, потому как заметил, что инструменты поизносились. Хороший хор, да бедный. А житкаўцы те костюмы передали, те по мерке были сшиты, а деньги на инструменты себе в отдел по культуре забрали, в нарушение президентского указания. Но история на том не кончилась.

Случился у хора юбилей, 80-тилетие, значит. И решил хор на празник свой Президента пригласить. Как задумали - так и сделали. Письмо послали образцовое, так мол и так, приезжайте, дорогой Александр Григорьевич, юбилей у нас. Ну, жыткаўцы смеются, говорят где это видано, что Президенты к хорам туровским на юбилеи ездили. Не верят они, что приедет, ну и ясное дело не готовятся. А Туровцы готовятся, ждут. И раз, письмо от Президента приходит - ждите, только сам приехать не могу, в ООН надо, а человека от себя пришлю. Как тут жыткаўцы забегали - засуетились, человек Президенский едет! А деньги на инструменты, а? Что делать? Идут на поклон к хору. “Возмите, - говорят, - инструменты за деньги купленые!” А хор говорит: “Нам таких инструментов не надо, вы нам хороших тульских баянов купите, тогда возмем”. Делать нечего, кипили жыткаўцы хору баяны, что стоили в десять раз больше, чем Президент денег дал. А в то время в Турове все готово к приёму дорого гостя. Праздник будет, со всех окрестностей туровских привезли людей голосистых, туровцы они ух какие талантливые. Так пели, так плясали, угодили человеку президентскому, так хлопал-радовался, вспотел весь. А потом письмо от президента читал, так тут все туравцы, полный зал, чуть не плакали. Такие дела!

Да и это еще не конец. Есть у истории продолжение. Нежданно-негаданно приехал Президент в Туров второй раз, газ проводить, значит. Ну, жыткаўцы, ему вместо хора - духовой оркестр свой показывают, Президент не взглянул даже. Потом ему другой хор туровский показывают (в Турове два хора есть). Президент слушает, да говорит: «Хорошо поют, да не те!», те снова поют, а Президент за свое: «Хорошо поют, да не те!». Вот как! А в толпе, что Президента встречает, четыре девки стоят с того самого хора, принесли Президенту цветы, подарить да спасибо сказать, что человека своего на юбилей прислал. А девок тех охрана не пустила цветы дарить, не положено, мол, раньше надо было говорить, а то мало ли что... Но те, стоят, не уходят, значит. Тут другой хор уже все спел, и Президент засобирался, уходит уже, да вдруг девок в толпе заметил. Узнал их, значит! Подбежал к ним, радый: «А ну! - говорит, - Пойте!» Девки от волнения, чтоб туров не посрамить перед жыткаўцами, «Купалинку» на четыре голоса ка-а-ак спели - все аж ахнули. Президент снова прослезился: «Эх! Девки мне бы с вами за речку, да слушать и слушать как поёте! Но, знаете, комаров боюсь, больно они у вас кусачие!» А девки ему: «Что вы, Александр Григорьевич, мы к вам комаров и на метр не подпустим!». И такое на земле туровской случается!»

Забавно? Что интересно, это рассказывают очень умные, интеллигентные, хорошие люди, отнюдь не «лукашисты» или пособники «режима», скорее наоборот, и рассказывают не для того, чтобы пробиться наверх, выслужиться, а просто так от души. Кем предстает президент в их легендах? Позитивным ли персонажем, есть ли здесь восхваление или что-то подобное? Мне кажется нет. Скорее, президент в рассказах жителей Турова предстает как персонаж, обладающий антропоморфными чертами. Он ведет себя почти как нормальный человек: плачет, радуется, помнит о хорошем, с девками за речку ему хочется от дел подальше. Т.е. он - совсем как мы, только президент, а это само по себе ни позитивно, ни негативно. 
Previous post Next post
Up