До сего времени мне было известно, что на Кавказе разводят яков. По крайней мере, в Верхней Балкарии они точно есть. Об этом я знал чисто теоретически, но никогда не видел. Но вот совсем недавно довелось узнать, что есть они и в Северной Осетии. Но теперь повезло и непосредственно увидеть стадо яков, которое пасётся на склонах гор в Дигории, в верховьях реки Сонгутидон, в так называемой долине Уаллагком. Это было в первой половине мая, когда при поддержке Национального парка "Алания" делал небольшую фото-разведку в новом для себя районе. Сначала кто-то из местных жителей в одной из деревень обмолвился, что где-то тут яки есть. Как-то я не очень придал значение этим сведениям на тот момент. Но в один из дней, как обычно вышел с базы утром, с намерением подняться по склонам Скалистого хребта как можно выше и пройти вдоль известняковых скал как можно дальше и если успею, то даже загляну за перевал по другую сторону хребта. Здесь такой характерный провал в Скалистом хребте, где отвесные скалы прерываются и между ними что-то вроде бреши. Мне было известно, что откуда-то между сёлами Камунта и Галиат сюда поднимается что-то вроде дороги как раз к этому провалу и там есть даже какое-то святое место, куда местные жители иногда ходят. Вот так шёл себе и действительно уже зашёл очень высоко и очень далеко и уже ясно было, что к тому самому месту дойду. Но тут где-то гораздо ниже увидел множество чёрных точек. Понятно было, что это какие-то животные пасутся, но какие вот так сразу издалека было не разглядеть. Тут и вспомнил, что говорили про яков, которые где-то здесь и должны быть. Теперь уже появилась дополнительная задача, не только на перевал сбегать, но и на яков поглазеть-поснимать. Однако времени уже явный дефицит образовался, надо же ещё и до темноты хотя бы на дорогу успеть спуститься, не говорю уж о том, чтобы на базу добраться. Задачка! Но там было настолько хорошо и столько сюжетов, что как-то не думалось о насущном. Уже и окончательно понятно стало, что это действительно яки и перевал вот он рядом.
В нижней части кадра они и пасутся.
Вот так, в творческом, спортивном и прочих порывах забрался на очередную горку и неожиданно там обнаружил хорошо оборудованную будку, в которой явно как раз пастухи этого стада и проживают. Но будка была закрыта и рядом людей не было. Однако это меня сразу же навело на одну интересную мысль. А вот бы здесь где-то заночевать! Но ключей от будки нет. Тогда видимо придётся поискать пастухов, а вдруг можно будет как-то у них пристроиться. Все эти мысли были не явные, где-то на заднем плане, пока надо было ещё до перевала добежать, а там видно будет.
Отличная будка. Труба есть, значит есть и печка, а ещё есть газовый баллон, значит есть и газовая плита. Я бы тут жил.
До перевала добежал, святое место увидел и каменную хижину и крест, всё увидел, и немного поснимал даже. Но по другую сторону перевала ничего не увидел, всё было в облаке. Очень интересное место. Но время уже явно поджимало, если не смогу здесь найти ночлег, то на базу уже гарантированно только по темноте доберусь.
Перевал. Внизу кадра каменное помещение, но не предусмотренное для проживания, а чуть дальше, уже ближе к скалам можно рассмотреть деревянный крест. Это всё и есть святое место.
С такими мыслями и помчался обратно. И тут-то увидел всадника внизу, который как раз к той самой будке поднимался. Это явно то, что надо. Тут облако и меня накрыло и всё, что вокруг, и к будке подходил практически на ощупь, прислушиваясь к звукам, а потом и собака меня почуяла, лаем своим меня на правильный путь навела. Хозяина увидел только тогда, когда почти в него уткнулся. Хорошо ещё собака была полугодовалым щенком, поэтому постеснялась меня растерзать, хотя лаяла конкретно. Кавказская овчарка всё же. Вот так и познакомился с Русланом, пастухом этого ячьего стада. А дальше всё по-классике - не найдётся ли напиться, а то так есть хочется, что переночевать негде. Всё оказалось возможно, вот только хозяин в данный момент обитает не здесь, а чуть ниже, где не просто будка, а ГАЗ-66 с будкой, которая тоже оборудована для проживания. Выпив здесь чаю, немного погодя спустились к его жилью. Вот теперь торопиться некуда и яков можно оставить на завтра, а может быть и с вечерней-утренней съёмкой повезёт. Но с этим не очень повезло, зато неплохо погостил, был накормлен и переночевал в тепле и уюте на свободной шконке, под треск дров в маленькой печурке.
Машина на ходу и когда стадо кочует куда-то подальше, кочует и это жилище вслед за ним. Это именно хозяин стада грейдером сделал сюда серпантин, по которому такая проходимая техника может заехать.
Руслан кабардинец из Среднего Уруха. В месяц дома бывает только пять дней, когда его сменяет хозяин стада, которого тоже зовут Руслан. Мечтает, что найдут ему сменщика и тогда сможет работать вахтой 15 на 15. Но пока таких добровольцев нет. Вот вам пожалуйста вакансия. Нет желающих?
На этом муле Руслан и объезжает свои владения. Говорит, что мул для горной местности более подходящий транспорт, чем лошадь.
Утром тепло распрощавшись с гостеприимным Русланом, я отправился к якам и теперь у меня появилась возможность уйти гораздо дальше, чем это можно было сделать в рамках одного дня, а именно к перевалу на Верхний Згид. Но это отдельная история, а пока яки. В стаде сейчас 300 голов, но хозяин вроде хочет завезти ещё 1200, вот это тогда будет огромное полчище. Тот самый Руслан, который хозяин и с которым пока не довелось познакомиться, живёт в Чиколе и судя по всему человек довольно предприимчивый. Как появились яки на Кавказе? Пока толком не знаю, но понятно, что их откуда-то завезли, они здесь никогда не водились, не коренные они. Но вполне нормально прижились, пасутся и размножаются.
Пасутся яки сами по себе и особых хлопот не доставляют, надо только слегка присматривать за ними издалека, а близко они и не подпустят. Мне вот так и не удалось близко подойти, как-то незаметно стадо стало кочевать при моём приближении, а некоторые особи как-то уж очень угрожающе пыхтели.
Какое-то время я стоял в раздумии, пуститься ли вдогонку за яками ещё немного или уже пойти дальше к перевалу на Верхний Згид, который находится в обратной стороне. И тут из распадка вдруг появился отставший от стада як, который почему-то не бросился вдогонку за своими собратьями, а как-то очень беспокойно стал метаться туда-сюда. Причина такого поведения разрешилась сразу же, как только я заглянул в сам распадок, там лежал новорождённый телёнок. Он только что появился на свет.
Не бойся мамочка, не трону я твоего малыша.
Вот ведь как природа устроена. Только что свет увидел телёночек, а уже знает, что надо во что бы то ни стало, подняться на ноги и пойти за своей мамой. На дрожащих ножках, напрягая все свои силёнки поднялся он с земли, подбадриваемый мамой и начал подниматься вверх из распадка. Ходить они умеют с самого рождения, иначе не выжить.
А вот и послед, откуда он родом, теперь это малышу уже не надо, теперь начинается настоящая жизнь.
Давай маленький, давай, нам нужно догнать стадо.
Под конец малыш уже даже слегка бежал.
Проводив мамашу с телёнком до самого стада я ещё немного поснимал, но вот это парень в белом как-то уж очень нехорошо на меня смотрел и я не рискнул подойти совсем близко. Потом, когда уходил, он некоторое время ещё отслеживал меня и даже немного проводил, чтобы убедиться, что я покинул их владения.
Ещё материалы по Северной Осетии:
Даргавс Пейзажи Дигории. В гости по-деревенски. Горные сёла Дигории. Наш маленький поход в Северную Осетию.