Различия в практике Иисусовой молитвы и махамантры Харе Кришна

Jun 13, 2017 20:20

С позиции гаудия-вайшнавизма в именах Бога махамантры Харе Кришна присутствует сам Бог. Повторение махамантры предполагает отказ от «ложного эго» - образа себя в эмпирическом мире. В православии также обосновывается присутствие Бога в его имени, а творение Иисусовой молитвы во многом похоже на практику махамантры - непрерывное повторение молитвы ( Read more... )

Leave a comment

karpitsky June 13 2017, 19:30:11 UTC
Постараюсь ответить в той же физиологической парадигме, не прибегая к духовным аргументам.
Непрестанное повторение молитвы или мантры таит в себе опасности, и описанный вами механизм - предупреждение об этом. Хотя вы описали механизм навязчивого состояния в принципе, когда человек зациклен на чем-то одном, не только в молитве.
«заставляет деградировать свою капиллярную сеть» - Ну что ж. Может и должно в мозгу что-то перестраиваться постоянно, чтобы расчистить место новому. Иногда получается продвинуться к новому, иногда нет, и тогда деградация. Не только в молитвенной практике, но и в творчестве приходится отрешаться, очищать сознание, чтобы продвинутся. И есть риски - можно зациклиться и деградировать.
Потому я полагаю, что просто механическое повторение не имеет смысла, должна быть духовная цель - то есть новый опыт или знание, которое обретается в результате этого. Должна быть история внутреннего развития, когда что-то обретается либо утрачивается.
Исихаст призван эволюционировать. Ведь достижение молитвенного состояния без слов - это изменение ситуации на противоположную, из сосредоточенности на ассоциации к открытости новым ассоциациям. Не факт, что получится. Так и практиковать рекомендуют не всем. А что касается махамантры, то там концентрация на одних и тех же словах компенсируется творческим исполнением - постоянным поиском новых ритмов, мелодий, сопутствующих образов. Пока я этого не знал, у меня были предубеждения.

Reply


Leave a comment

Up