Разнообразие религиозных традиций и духовная миссия

Apr 06, 2017 02:17

Можно не соглашаться с вероучением чужой конфессии, но поскольку разные религиозные традиции сосуществуют уже сотни лет, значит, в этом есть смысл, а может быть, даже и замысел Бога. Это позволяет взглянуть на чужую конфессию не с точки зрения соответствия собственному представлению о правильности учения, а с точки зрения духовной миссии данной конфессии. Такой взгляд не требует согласия с другим вероучением, но при этом позволяет видеть вклад данной религиозной традиции в духовное развитие человека. Однако в конкретной исторической ситуации религиозные движения очень часто не реализуют свою миссию, а порой утверждают нечто противоположное ей.

Миссия всех авраамических религий - свидетельствовать о Боге. Помимо этого христианство имеет ещё и свою особую миссию - нести благую весть о том, что смерть побеждена. Сколь бы разум ни говорил, что смерть - это естественный процесс, интуитивно человек чувствует, что это неправильно, смерти быть не должно. Христианство открывает, что права интуиция, а не разум. Благая весть о том, что Бог стал человеком и победил смерть, несёт чистую радость жизни. Причём непреходящую радость в перспективе вечности в каждом самоценном моменте жизни. Однако на протяжении истории многие христиане очень часто подменяли настроение радости жизни культивированием скорби и уныния, сдобренным наивными обещаниями компенсации за страдания в раю.

Особая миссия католичества в том, чтобы служить образцом для всех христиан в организации религиозной и церковной жизни, и поэтому римский престол должен иметь первенство по авторитету для всех других христианских церквей. Однако выполнение этой миссии порой подменялась стремлением к административно-управленческому единоначалию.

Особая миссия православия заключается в интеграции и сохранении духовного опыта всего христианства, на основе которого раскрывалось бы единство не в социально-институциональной форме, а в максимальном разнообразии духовной жизни, то есть как единство в общении, а не во внешнем объединении. Однако раскрытию этой миссии препятствуют сектантские умонастроения, и мы сейчас видим, что православные церкви не общаются даже с самими близкими по духу церквями - армянской, коптской, эфиопской, не говоря уже о католической церкви или о протестантских церквях.

Безусловно, своя духовная миссия имеется в протестантстве, у лютеран, баптистов, харизматов. Недавно я был у баптистов в Ирпени, когда там на молитвенном собрании обсуждали тему единства. В тот момент я почувствовал особую миссию баптизма - свидетельство о христианском единстве в евангельской простоте.

Есть своя миссия и у других религий. В VII-VIII веках арабы стремительно распространяют ислам на огромную территорию от Китая и до Франции, где уже имелись разные духовные традиции - христианство, буддизм, зороастризм, ближневосточные мистические течения. Духовная миссия ислама состояла в том, чтобы вернуться к изначальной простоте ветхозаветного понимания Бога, дабы исключить всё, что приведёт к противопоставлению позиций и раздорам. И уже на основе этой простоты ислам был призван создать общее культурное пространство диалога самых разных духовных и религиозных традиций. Эта миссия выполнялась лишь частично. Через мусульманский Восток средневековая Европа возвращала себе знания античной науки и философии. Однако в исламе возникла и противоположная тенденция - абсолютизация этой простоты в противопоставлении всем другим религиозным традициям. Тем не менее в религиозной практике ислама есть предпосылки к реализации этой духовной миссии. Примером тому служит суфизм.

Особую миссию вайшнавов ISKCON я не понимал и относился к ним предвзято, пока не познакомился с их религиозной практикой. Лишь тогда я увидел, что их миссия состоит в том, чтобы нести свидетельство о том, что личная связь с Богом может раскрываться бесконечно разнообразно в своей предельной конкретности. Разумеется, на пути реализации этой миссии также есть свои камни преткновения и искушения.

Несмотря на то, что эти миссии разнообразны, они служат общей цели - раскрыть, что благо присуще самому бытию, а зло лишь в отрицании или неполноте жизни, и есть путь обретения полноты жизни в приобщении к источнику всякого бытия.

Но не все религиозные традиции ведут к благу. Те, которые приписывают зло самой сущности человека, мира, материи или Бога (гностики, манихеи, катары, а из современных - «Белые братья», «Богородичный центр»), несут противоположную миссию, которая в том, чтобы сеять разрушительную для личности ксенофобию, обрекая человека на духовную вражду со всем внешним миром.
Previous post Next post
Up