про разных людей и бесконечное разнообразие мира

Jul 13, 2017 16:37

Мне в последние несколько дней разные люди донесли один и тот же месседж - что я перебарщиваю с режимом проповедника, и меня становится трудно (и даже невозможно) воспринимать.
Считаю необходимым объяснить, в первую очередь, самой себе, что происходит и как быть дальше.

Вот смотри, карниенка.
Люди бывают разные. Представь себе, к примеру, такой случай. Человек выбрал себе светлую цель по жизни. Цель расположена (метафорически выражаясь) на вершине горы. И человек решает, что он должен туда лезть. И лезет во что бы то ни стало. На пути его поджидают всякие страшные трудности, страдания, испытания, но их необходимо преодолеть, чтобы добраться до цели - или хотя бы чтобы продвинуться к ней (если она, например, по определению недосягаема). Разумеется, в процессе движения к этой цели человек наращивает себе мускулы, в том числе и мускулы душевные. Силу воли, умение стойко переносить страдания и лишения, повышенную чуткость к окружающему миру, в котором таится множество угроз, - вот это вот всё.

Прекрасные качества, чего спорить.

А еще он вынужденно отращивает себе некоторую узость сознания. Она выражается в том, что он перестает видеть другие пути. И другие цели тоже. Потому что если он признает, что карабкаться в гору необязательно (потому ли, что цель на самом деле не на горе, а в океане, или потому, что вот же подъемник работает, 15 минут - и ты наверху, или по другим причинам), то его личная картина мира пошатнется (если не вовсе рухнет). Его труды станут бесполезными, а жизнь потеряет смысл.

То есть, другими, словами, этот человек выбрал свой путь - тяжелый путь в гору, на вершине которой мерцает призрачная цель. И чтобы он мог следовать этому пути, ему, помимо мускулов, силы воли, упрямства и стойкости, необходимо не видеть других путей. Как только он увидит другой путь, он может свернуть со своего. А он же решил не сворачивать. То есть, с решением не сворачивать с пути он подсознательно принимает решение не видеть альтернатив. Все очень логично, это замкнутый круг, - но он работает.

Так что когда он видит другого человека, выбравшего своей целью дотечь рекой до океана (и развившего, соответственно, совсем другие качества - гибкость, подвижность, умение выбирать самые простые, хотя и более длинные, пути, готовность разлиться по равнине, а потом снова собраться в узкий ручей, и не боящегося иногда постоять болотом, а потом испариться в облака и пролиться дождем), - наш скалолаз, разумеется, начинает выходить из себя. Особенно если человек-вода при этом выглядит вполне счастливым и довольным жизнью. Это прям сильно раздражает.

Скалолаз думает (точнее, обычно он хватает человека-воду за шкирку, трясет и орет ему в ухо, а потом раздраженно его бросает и орет уже в пространство), что это полный бред. Как можно быть таким жидким? Таким текучим, таким гибким и мягкотелым? Этаким способом ни на какую гору никак не взберешься! Что за идиотизм? Как он может? А как же страдания? Разве он сможет взобраться на гору без страданий и препятствий (и, следовательно, без умения их стоически переносить и героически преодолевать)?

Ему, бедолаге, невдомек, что у человека-воды не только методы другие, но и цель тоже совсем-совсем другая.
И это нормально. Все люди разные.

Из всего этого напрашивается простой вывод о том, что нужно никого не слушать, а просто следовать своей природе. И если природа командует лезть на гору - лезть непременно, а если течь водой к океану - то расслабитсья и течь. (Воины-скалолазы на этом этапе начинают риторику про то, что только унылые тюфяки потворствуют своей природе, а вся суть - в преодолении себя, а водные товарищи пожимают жиденькими плечами, расслабляются и утекают куда-нибудь по направлению к ближайшему пляжу).

Но можно пойти на уровень дальше и сказать, что меня сейчас тоже не нужно слушать. Хотя, может, наоборот, нужно. Потому что для кого-то сейчас важно найти свой собственный путь, а кому-то - напротив, прицепиться к кому-то другому и проехать несколько миль на чужой идее. Кому-то важно максимально подстроиться под свою природу и прийти в гармонию с собой, а кому-то - действовать себе наперекор, ежедневно выскакивая из штанов из зоны комфорта. Одним надо строить себя, а другим - разрушать. Кто-то себя ищет, а кто-то стремится потерять себя, чтобы обрести что-то другое. Кому-то охота расширять сознание, кому-то сужать; кому-то надо разум просветлять, потому что он дает возможность разглядеть истину, а кому-то - туманить, потому что он от истины отвлекает. Именно в этих действиях они чувствуют развитие, а противоположные ощущают абсурдными.

Кстати, пусть вас не смущает мой снисходительный тон относительно скалолазов. Я, конечно, в данной ситуации представляю лагерь водных друзей, но право скалолазов на их точку зрения я абсолютно уважаю. Хотя и восторженно побулькиваю по поводу правильности своего пути. А над скалолазами я посмеиваюсь, потому что их точка зрения мне не подходит. И мне комфортнее смеяться, чем потрясать кулаками. Совсем в глубине души мне и вовсе все равно. Но пишу я не из глубины души, - глубина у меня бессловесная, оттуда писать невозможно. Так что приходится писать из того слоя сознания, где живет ирония. Поэтому, чего уж там, буду ее испытывать, - тем более, что я не вижу в ней ничего плохого.

Так кто же прав?
А никто.
И одновременно все сразу.

Вся фишка в том, что на самом деле никто из нас не знает точно, где цель. Мы даже не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что она вообще есть. Я имею в виду глобальную цель, единую для всего человечества. Её наличие и уж тем более её качество - это исключительно вопрос веры. Любое уверенное знание в этой области - это иллюзия. Пока человек сам живет с этой иллюзией, все ок. Но как только он начинает агрессивно насаждать свою иллюзию другим людям, считая её единственно верным вариантом истины, - вот это уже имхо (ИМХО!) фигня.

Хотя, возвращаясь к предыдущим выкладкам, - возможно, ему сейчас очень важно быть узконаправленным и кому-нибудь что-нибудь насаждать. Такова его природа, или таков его осознанный выбор, или просто его несет в этом направлении. И он имеет на это - не право, потому что право на такие вещи никто не выдает, нет такого органа власти. Но - техническую возможность.

Мир в этом плане восхитительно беспринципен. Можно делать все, что технически возможно делать. Что за этим последует - вопрос кармы, воли, совести, выбора, случая, обстоятельств, и все это - уже вторые вопросы. Кто-то убьет человека, и его посадят в тюрьму, там он познакомится со своим гуру, начнет ежедневно медитировать и выйдет из нее просветленным. А кто-то будет всю жизнь жить как честный человек, а под конец его сожрет цирроз печени и чувство упущенных возможностей, а потом он реинкарнируется в бабочку и будет беззаботно порхать с цветка на цветок. Нет ничего абсолютно хорошего, нет ничего абсолютно плохого. Все относительно.

И во всем этом хаосе анархии разнообразии у нас есть еще и свобода воли. И сила духа. То есть - возможность что-то менять по своему желанию. Возможность взаимодействовать и воздействовать. Переставлять квадратики вселенских пятнашек.

А еще мир бесконечен в своем многообразии вариантов, причин и следствий, событий и их исходов. Часть мира потенциально познаваема логикой, потенциально он берется просветлением (тоже в каких-то своих частях); еще какие-то части совершенно закрыты и для познания, и даже для восприятия, а какие-то, напротив, можно «крэкнуть» с помощью каких-нибудь ухищрений, будь то практики, вещества, интеллект или эмоции и т.д.

Так что освоить только одну из этих частей и утверждать, что она одна истинна (будь то законы физики, или идея бога, или всемирный хаос, или нижний и верхний миры и т.д.), а все другие ложные, - полный бред. Точнее, это может быть правдой для какого-то одного конкретного человека. Но для другого будет своя правда.

И в зависимости от этой правды для каждого человека будут свои цели - и свои средства по их достижению. И, соответственно, в ходе жизненного пути природа каждого человека будет изменяться (кто-то скажет - развиваться, кто-то - деградировать, но это - оценочные суждения, зависящие от выбранной цели; поэтому я просто говорю «изменяться», хотя и постоянной она тоже может сохраняться).

Все это дает мне ощущение полной, безграничной свободы. Свободы действий, свободы получения опыта, свободы делать этот опыт максимально разнообразным - или же однообразным, или даже отказа от этого опыта и получения опыта не получать опыт, - тут можно очень много демагогии разводить.

А зачем я её развожу?
Потому что когда я перестаю мыслить узко и испытывать личные эмоции (ах чертов скалолаз, как же он меня обидел своей агрессией, неужели он не понимает, - и так далее) и вспоминаю обо всем, о чем я тут понаписала, я моментально успокаиваюсь, и мне становится очень легко и весело.

А я люблю, когда мне легко, весело и спокойно.

Моя природа подсказывает мне, что легкость, веселье и внутренний покой - это те состояния, к которым я выбираю стремиться. Это мои цели на данном жизненном этапе. У меня получается действовать максимально эффективно именно из этих состояний. А мне нравится эффективно действовать, потому что это приумножает легкость, веселье и спокойствие. И эта божественная рекурсия ужасно мне нравится. Это моя волновая функция, моя теория всего, моё уравнение жизни, моя формула любви к мирозданию. И я готова вкладывать свою волю и энергию в эту формулу.

И, возвращаясь к самому началу этого поста, - как же мне быть с режимом проповедника? Кажется, я снова его включила? :) А никак не быть. Мой путь сейчас привел меня в состояние, из которого мне хочется и получается вещать, как громкоговоритель, на все четыре стороны. Я, как кулик, хвалю своё болото (и частенько выгляжу очень глупо). А иногда я оскорбляю этим чувства скалолазов и прочих героических борцов с реальностью. Ну и черт бы с ними! Может быть, им как раз нужны внешние враги, чтобы о чужое неподходящее мнение потренировать свою уверенность и упрямость. А может, кто-то из них внутренне ждет позволения перестать карабкаться на гору, расслабиться и потечь рекой, - так я с радостью это позволение ему дам (потому что ему необходимо взять его из чужих уст, а сам себе он его дать не умеет). А кто-то сможет меня заткнуть и перенаправить, получим таким образом опыт победы над чужим мнением. А я получу опыт изменения своей позиции, опыт поражения в споре, опыт прекращения тщетных усилий и попытку концентрации своего потока сознания. В результате я продолжу делать то, что делала, или начну делать что-то другое. Все это, в сущности, совершенно не важно - и при этом абсолютно прекрасно, потому что интересно, разнообразно и ярко (или же скучно, однообразно и тускло, хихи).

Господи, какое же облегчение :) :) :)
Previous post Next post
Up