Уголок мракобесия - психология в Курске так и осталась советской

Dec 23, 2015 13:18

Статья вышла в местной газете и сильно облегчила мне
довольно частое объяснение с коллегами,
что у нас в Курске с психологами то не так.
Интервьюирумый не признаёт ни психоанализ, ни гештальт,
да и вообще ни одно "западное" направление психологии.
И... основная масса психологов в городе выпускается им.

Если в целом по стране подростковая преступность растет, то в Курской области дела обстоят не так плохо.

За 10 месяцев 2015 года в нашем регионе зарегистрировано 270 преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста,  -  это на треть меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее, 242 подростка, преступивших уголовный закон менее чем за  год, - разве не повод для принятия мер? За комментарием  «ГИ» обратились к доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии КГУ Алексею Чернышеву.

«Что нужно делать, чтобы ребенок не вырос преступником?»  - спросила я у профессора.
«О-о! Если бы это было решаемо! - раздалось в телефонной трубке. - Но приезжайте, обсудим». Весь дальнейший текст   - ответ Алексея Сергеевича на единственный заданный ему вопрос, а вернее, пошаговая инструкция по решению серьезнейшей проблемы как для отдельно взятой семьи, так и для человечества в целом. Дело за малым - прислушаться к мнению известного ученого и последовать его советам.

Итак, ступени становления человека по Чернышеву:




1. От природы к цивилизации

- Дети не рождаются ни преступниками, ни законопослушными гражданами, - говорит Алексей Сергеевич. - Родившись, они имеют задатки, на основе которых впоследствии может сформироваться психика социально адаптированного человека (нормальная или с отклонениями), а может и не сформироваться вовсе. Все помнят Маугли и других воспитанных животными детей, не освоивших речь, прямохождение и живущих по правилам звериной стаи. Под социально адаптированной психикой понимаются высшие психические функции, духовно-нравственные качества, сознание и  эмоционально-волевая сфера.
Согласно теории Льва Выготского, высшие психические функции человека - не врожденные, обусловленные генетикой процессы, а приобретенные. Они формируются при непосредственном влиянии общества и культуры, в первую очередь - семьи и школы.
Выготский называл детей «зверенышами», которые постепенно приобретают высшую психику, осваивая накопленный человечеством культурно-исторический опыт, включая такие, казалось бы, обычные правила поведения: как встать, как сесть, как одеться, как вести себя за столом, что сказать при встрече. По мере освоения моральных норм и этики ребенок начинает чувствовать, что от него ожидают, какое поведение одобряют и какое нет. Цивилизация проявляется через систему самозапретов. При этом необходимо, чтобы человек чувствовал свои обязанности, сознательно нес в себе соответствующую ориентировку, а не уступал шантажу или насилию со стороны.

2. Понять, что в жизни главное

Маленькому человеку необходимо определить для себя, что в его жизни главное, а что второстепенное. На это должно быть нацелено наше идеологическое воспитание, которое из-за влияния западных ценностей сейчас переживает глубочайший кризис.
Не так давно журналист Владимир Кулагин в одной из областных газет цитировал слова  курского скульптора Вячеслава Клыкова, который сравнивал российское мировоззрение с западным:
«Признаки русского мира вот такие:
- Духовность выше материального.
- Общее - выше частного.
- Служение - выше собственности.
- Справедливость - выше богатства.
Это наши символы веры, православные ценности русской цивилизации.
А Запад?
- Деньги - наш бог.
- Выгода - важнее совести.
- Души нет - есть желудок».
- Что происходит сегодня? - вопрошает Алексей Сергеевич, - Телевидение насаждает завышенные стандарты жизни, согласно которым человек, независимо от профессии и общественного положения, является обладателем роскошного коттеджа в несколько этажей, автомобиля бизнес-класса, проводит досуг с ухоженными девушками, путешествует по миру. Не удивительно, что подростки купились на такую красивую жизнь. Потом, повзрослев и столкнувшись с реальной жизнью, они начинают осознавать, что заработать очень тяжело даже на пропитание, что идеалы, которые они вынашивали в себе, недостижимы, и у молодых людей возникает явление, названное учеными фрустрированной агрессией, которая проявляется в бессознательном, жестоком уничтожении всего на своем пути. Так неверная ценностная ориентация формирует самый опасный тип подростков - фрустрированно агрессивных, у которых пустота в душе и сердце.

3. Знать о наказании (санкциях)

Маленькому человечку с ранних лет нужно давать представление о наказании, о санкциях за невыполнение моральных и правовых норм. Сначала элементарные правила: обижая младшего, он в глазах окружающих становится «плохим»,  крадут только нехорошие люди, и их за это сажают в тюрьму. Подросток уже должен понимать, чем рискует человек, игнорируя такие ценности, как уважение к людям, семья, доверие, здоровье.

4 Труд создал человека

Приобретение высших психических функций невозможно вне труда, точнее вне  деятельности. Помимо соблюдения запретов человек должен совершать деятельность, а не лежать, подобно Обломову, на диване и не играть в компьютерные «стрелялки» сутки напролет. Деятельность  - высшая форма проявления психики, направленная на преобразование предметов. Для детей это возводить города из песка, выпиливать лобзиком фигурки из куска фанеры, строить дом из кубиков, складывать свои вещи в шкаф и так далее. Ребенок должен быть погружен в деятельность с утра до вечера, должен приобретать опыт - основной фактор становления человека.
Печально говорить, но в современной школе деятельность уступила место присутствию. Ученики перестали перерабатывать знания, пропускать их через себя, потому что для этого необходимо напряжение, а они уходят от него, как уходим и мы, заменяя собственные глаза и уши телевизором. Пассивное, а тем более искаженное восприятие жизни надо отсекать безжалостно, как хирург отсекает пораженный злокачественной опухолью кусок плоти.

5. Вместе

Для формирования высшей психики недостаточно просто деятельности, еще необходима совместная деятельность - она хорошо представлена в командных видах спорта: волейбол, футбол и другие, где успех и ошибка одного влияют на общий результат. В команде ребенок быстро осознает очень важную идею, лежащую в основе человеческого общежития: «Я хорош, когда приношу пользу коллективу».
В свое время доцент нашей кафедры Иосиф Полонский и писатель Владимир Детков  собрали всех трудных подростков в городе и создали отряд «Разведчик», который стал лучшим молодежным объединением в Советском Союзе. Бывшие трудные увлеклись раскопками, ходили по местам партизанской славы,   участвовали в «Зарницах», воссоздали штабную землянку в Дмитриевском районе и Курган славы в Понырях. Подумайте, какой след они могли оставить в людской памяти и какой оставили? Во Дворце пионеров создан музей отряда  «Разведчик».
Сейчас в Курске при психологическом центре «Гармония» действует оздоровительный лагерь «Спасатель», который отличается от своего предшественника тем, что в него берут не только «трудных», но и социализированных ребят - для совместной деятельности и общения.
Эту спасительную цепочку в воспитании подрастающего поколения - деятельность, совместная деятельность, объединения - осознали на государственном уровне, и 29 октября, в День рождения комсомола, президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Сейчас важна общая стратегия работы со всеми категориями детей. Нельзя ориентироваться на отдельные виды: ребят с ограниченными возможностями, трудных, одаренных, нормальных - надо работать с детством вообще, развивая успех у каждого ребенка.

6. Многогранность

Идем дальше. Одного вида совместной деятельности для ребенка мало, нужен целый веер различных направлений  - спортивное, художественное, учебное, трудовое. Богатый пласт деятельности создает могучую психику. А что мы сегодня делаем? Подросток общается только с компьютером - ни спорта, ни труда, ни творчества.

7. Как рассол для огурца

Очень важно, в какой среде растет ребенок. Надо, чтобы это была развивающая социальная среда - концентрат доброты, уважения чести и достоинства ребенка, поддержки его способностей. Мои коллеги такую среду называют «социальным оазисом».

8. Целительные свойства красоты

И, наконец, о красоте, которая, как известно, спасет мир. Детям наши нудные наставления не так нужны, как опыт ярких впечатлений. Макаренко проповедовал эстетично-выразительную жизнь. У его подопечных все было красиво - и одежда, и поступки, и строй, и речевки, и ритуалы. В этом мы тоже проигрываем.

9. Воспитать в ребенке человечность

«Первоначальное... воспитание,- писал Белинский,- должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Проблема в том, что об этом стали забывать в современных школах. Теорию о высших психических функциях Льва Выготского недооценивают и преподаватели, и чиновники, работающие с семьями. Властные структуры утратили тесную связь с наукой, нет единой государственной линии, направленной на воспитание подрастающего поколения, а точечные усилия отдельных семей в отношении собственных детей - это не решение проблемы.

10. Есть опыт, есть результат

В нашем регионе сложилась уникальная система духовно-нравственного воспитания подростков и юношей в виде 14 профильных лагерей, рассчитанных  для детей разных категорий: от одаренных до проблемных. Ежегодно в этих «социальных оазисах» приобретают высокий духовно-нравственный потенциал около 2000 детей. В недавно вышедшей книге «Профильный лагерь: Курский вектор» рассказывается об опыте по формированию в подростках личностных качеств, присущих настоящему человеку и гражданину. Этот опыт достоин осмысления и внедрения в воспитательный процесс школ и других социальных организаций, работающих с детьми, и, безусловно, должен быть доведен до сведения каждой семьи, значение которой в формировании личности ребенка трудно переоценить.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

почти юмор, психология, Курск

Previous post Next post
Up