Вот есть такая жалоба народная, что, мол, сказки у нас заканчиваются свадьбой, а что после - миф молчит. Нетути модели архетипической, чего с женой-то делать, как с мужем быть? Я не раз слышала от клиентов, что добиться внимания партнера у них получается, и замуж даже берут, и выйти за них соглашаются, но после этого наступает морок: на месте представления о совместной жизни у людей пустота, провал. Как будто все закончилось. Как будто попали в неизведанное пространство, в царство тридесятое, в покои Цирцеи, в мир без шаблона, без подсказочки.
Но есть у нас сказки про "после", есть. Давайте рассмотрим гомеровскую "Одиссею" и "Царевну-лягушку". Очень уж они, на мой взгляд, похожи. Я вполне могу себе представить, как Одиссей женится на Василисе Премудрой в образе лягухи, а Пенелопа 20 лет ждет любимого Ивана. [психоаналитично и увлекательно!!!]
Что в них общего? И там, и там, есть брак, основанный на выборе, есть строительство своего мира, своего царства, то есть, своей семьи. Есть момент, когда случается нечто и муж вынужден отправиться в путешествие, а жена - терпеливо ждать, хоть у себя в царстве, хоть у Кощея в чертогах. В итоге муж завершает свой героический поход, жена дожидается. Итог: новая Встреча и любовь - гораздо более зрелая и полная, чем вначале.
Известно, что путешествие, связанное с испытаниями и возвращением, в сказках символизирует собой инициацию. То есть, некую траснформацию, ведущую к следующему уровню зрелости и, соответственно, к более высокому статусу. В древних сообществах, чтобы стать взрослым и иметь право вступить в брак, необходимо было пройти юношескую инициацию. Эта инициация и описана во многих волшебных сказках (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Конек-Горбунок и т.д.), и завершается она свадьбой. И хочется вздохнуть облегченно, ан нет - судя по Одиссее и Царевне-Лягушке, далее предстоит следующий переход. Как говорится, на том свете отдохнем. У мужчин инициация традиционно более активная, деятельная, у женщин - более пассивная, связанная с терпением, ожиданием и целомудренностью.
Одиссей берет с Пенелопы обещание выйти замуж в случае его смерти
Главное тут - понять, что никто никуда не ходил, ни за какие моря, ни в какое царство. Путешествия Одиссея и Ивана - внутренние события. Миф вообще - это приключение во внутреннем мире. Ваш муж, неотлучно живущий с вами, тоже дерется в Троянской войне, тоже соблазняем Цирцеей и гоним Посейдоном. Он тоже встречает зайцев и уток и ищет Кощееву иглу, что, на мой взгляд, символизирует принятие своей смертности, равнозначное истинной взрослости. Ваша жена, продолжая варить нескончаемый борщ, проявляет чудеса терпения и любви, отбивается от женихов, претендующих на ваше царство и что-то там решает в отношениях с Бессмертным. Это происходит с нами, с нами со всеми. Но кто-то преодолевает трудности и воссоединяется гораздо более прочной связью, как герои мифов, а кто-то сбегает, потому что ожидания от брака были кардинально другими. Нынешний кризис брака, на мой взгляд, связан именно с дефицитом мифа.
Изначальный выбор партнеров в подобных мифах часто связан не с неземной любовью, он происходит, скорее, интуитивно, и часто по инициативе женщины. Лягушка сама требует взять ее в жены, когда стрела иванового взгляда падает на нее. Мужчину просто тянет к женщине, а женщина делает выбор. Это важный момент: многие девушки избегают иницативы в отношениях, инфантильно ждут, когда мужчина сам все решит. Но таким образом, они отказываются от своей ответственности в браке. Я знаю несколько трудных, но счастливых историй, когда женщины, выбрав мужчину сердцем, добивались его расположения и брака с ним годами. Добивались не мужским способом, а женским. Просто какой-то внутренний голос говорил им, что это - Он, и другие мужчины не могут его заменить. Они не просто встречали и выбирали мужчину, они его Узнавали, как будто уже знали его до встречи, как будто уже встречались в прошлых жизнях. Они чувствовали незримую связь с этим мужчиной и это позволяло преодолевать все трудности на пути.
Встреча Василисы и Ивана: женская инициатива
После заключения брака и короткого медового месяца что-то происходит и мужчина вынужден отправиться в путь. Одиссей после Троянской войны плывет на корабле с одной целью - вернуться к Пенелопе и сыну Телемаку, но судьба то и дело заносит его в обиталища богов и чудовищ. В юнгианской психологии есть идея, что любой невротический симптом - это зов определенного архетипа или божества. Для исцеления необходимо почтить его вниманием, "погостить" у него, познакомиться с ним, глядя в лицо реальности и только тогда покинуть его. Циклоп, Цирцея, Сцилла и Харибда - это симптомы и комплексы Одиссея, стоящие на пути его зрелой связи с Пенелопой. Их нельзя миновать, с ними надо встретиться. Животные и волшебные помощники, встречающиеся на пути в путешествии Ивана к Василисе - те же божества, Иван проходит тот же путь, что и Одиссей.
Я сейчас не буду подробно останавливаться на символическом значении отцовских фигур Кощея и Посейдона, с которыми борются герои-мужчины, на том факте, что во время путешествия Одиссея его мать, состоящая в сложных отношениях с Пенелопой, умирает и герой прощается с ней в Аиде - все это очень важные этапы внутренней работы с родительскими фигурами. Главное для меня сейчас - показать, что как раз после заключения брака и начинаются самые серьезные испытания.
Пенелопа и Василиса в это время ждут и сохраняют любовь. Они верят в своего избранника, и эта вера - их путеводная нить. Пенелопа отказывает другим женихам, она сохраняет мир, построенный Одиссеем, несмотря даже на обещание мужу выйти замуж повторно в случае его смерти. Единственная надежда Василисы - Иван, ей не остается ничего другого, кроме как терпеливо ждать его. Тут важно подчеркнуть, что она ждет не с моря погоды - перед тем она четко и ясно указала мужу, где именно она его ждет, почему она туда попала, и что надо сделать для ее вызволения. Это, опять же, женская инициатива, женская ответственность, помощь мужу на пути к себе же. Они сотрудничают, а не борются.
Пенелопа и женихи
В своем путешествии Одиссей спит с другими женщинами, поддавшись соблазну и року. Но заметьте, при встрече Пенелопа даже не спрашивает об этом. Эти измены настолько незначительный факт по сравнению с их воссоединением, что и говорить о нем не стоит. Я тут не призываю прощать измены, возможно, речь идет о внутренних соитиях - фантазиях мужа о других женщинах. И это тоже проверка: никакие прекрасныве и доступные богини не в состоянии заменить Одиссею Пенелопы, он остается верным своему выбору. Женщина никогда не узнает, верен ли своему выбору ее муж, если она будет сторожить его и прятать от других красоток. Ведь ценна не сама моногамия, ценен добровольный выбор мужа.
Калипсо соблазняет Одиссея
И вот, если муж достойно прошел свои испытания, а у жены хватило сил дождаться его из опасного внутреннего путешествия, они воссоединяются совсем другой связью. "За 20 лет я изменилась" - говорит Пенелопа мужу, но для него она, 40-летняя, все все так же прекрасна. "Ты - моя жизнь" - говорит он ей. Василиса возвращается домой, теперь не только она знает, что Иван - Именно Тот, но и сам Иван знает это.
Вот и выходит, что брак - не конец пути, а его начало. Семья - это совместное путешествие, в котором супруги помогают друг другу расти и трансформироваться.
Воссоединение Одиссея и Пенелопы
Что же сказать тем, кто ждет от брака комфорта, покоя и исполнения всех желаний, кто видит в партнере Золотую Рыбку? Вас ждет разочарование. Вы спутали, это другой миф, десткий, про Добрую Фею, то есть, Хорошую Маму. И вот эта путаница, вот это ожидание от партнера исполнения родительских функций - главная ошибка, уводящая брачующихся от реальности и друг от друга далеко-далёко. Не супруг ваш бог, а в нем боги.
Воссоединение Ивана и Василисы
Кстати, есть еще одна сказка про брак, "Василиса Микулишна" - помните этот мультик, "А косами своими я тебя из погреба вытащила"? Предлагаю посмотреть и обсудить архетипический сценарий брачных отношений. Там, кажется, еще больший акцент на женскую иницативу и силу.
Приглашаю вас посмотреть мульт и поделиться тем, как вы видите этот мифический сценарий брака.