Ожидание
Год от года цифра на персональном одометре путешественника неуклонно растёт. Увеличиваются и расстояния путешествий. Начинающий мотоциклист ездит в Суздаль, Тулу, Рязань. Мотоциклист с некоторым стажем может решиться на поездку в Одессу или Крым. Мотоциклист, поверивший в свою неуязвимость и превосходство, отправляется к другим берегам.
Изначально в 2014 году предполагалось ехать через солнечную Украину к Средиземному морю, но вместо солнца над ней повисли свинцовые тучи, и был разработан альтернативный маршрут.
План поездки выглядел следующим образом:
День
Число
Место
Расстояние
1.
26.04
Москва - Ростов
1100
2.
27.04
Ростов - Владикавказ
710
3.
28.04
Владикавказ - Тбилиси
200
4.
29.04
Тбилиси, Тбилиси - Батуми
400
5.
30.04
Батуми - Ылгаз
820
6.
01.05
Ылгаз - Стамбул
450
7.
02.05
Стамбул
8.
03.05
Стамбул - Салоники
600
9.
04.05
Салоники - Шкодер (с заездом на море)
550
10.
05.05
Шкодер -Будва
100
11.
06.05
Будва-Дубровник
120
12.
07.05
Дубровник - Сплит
320
13.
08.05
Сплит - Пула
500
14.
09.05
Пула - Венеция
270
15.
10.05
Венеция
16.
11.05
Венеция - Будапешт
700
17.
12.05
Будапешт
18.
13.05
Будапешт - Краков
390
19.
14.05
Краков-Пинск
500
20.
15.05
Брест-Москва
1100
В сумме такой маршрут предполагал 8500 - 9000 км, массу приятных впечатлений и неопределённый набор сложностей. Для такого продолжительного путешествия был выбран следующий список вещей:
Куртка с подкладкой
Дождевик
Термобельё, подшлемник
2 пары бот
2 пары перчаток
Штангетки
Шорты
Бельё
3 футболки
Фонарь
Фотоаппарат с зарядным блоком
Телефон с зарядкой
Маникюрные ножницы
Толин ноут
Деньги! Деньги! Деньги!
По этому случаю куплены и установлены кофры для скутера и стекло.
Сборы длились один вечер (нищему собраться - только подпоясаться) и завершились в 2 ночи. А уже в 5 утра прозвенел будильник, ознаменовав начало путешествия, в ходе которого предстояло ознакомиться с россыпью жемчужин и бриллиантов - стран, раскинувших свои территории у берегов Азовского, Чёрного, Мраморного, Эгейского морей.
Если вы готовы, то вашему вниманию предлагается обзорная экскурсия по Европе и Причерноморью.
Россия
Начало путешествия традиционно для таких случаев. Встреча на заправке, на которую опаздывает один из путешественников, поиски друг друга и, наконец, объединение.
А далее перед нами открываются бескрайние просторы России: Московская, Тульская, Липецкая, Воронежская, Ростовская области. Во время первого дня пути вы увидите прекрасные платные дороги, леса и поля, закусочные и шашлычные, АЗС. По мере движения на юг деревья покрываются - сперва несмело, а затем всё смелее - зеленью, трава становится ярче, а поля - богаче цветами.
Задача этого дня - проехать максимально далеко и облегчить себе жизнь в последующие дни. Но с наступлением темноты ухудшается не только видимость, но и дорога, и приходит время искать место для ночлега. Не ожидайте найти его скоро, если вы едете по второстепенным дорогам земли Ростовской. Но, к счастью, рано или поздно вы доедете до станицы Егорлыкской.
Егорлыкская - центр Егорлыкского района Ростовской области. Население - 17 660 чел., крупнейший населённый пункт района и крупнейшая по населению станица Ростовской области.
В действительности это большое село с двумя гостиницами, обе из которых в подвале. Выбирая меньшее из зол, вы предпочтёте одну из них, но перед тем, как уснуть сном младенца, увидите ресторан с девушками в провинциальных вечерних платьях («шалавами» по словам официантки) и недобрых кавказцев в чёрной коже, молчаливо наблюдающих за тем, как дамы разогреваются «Советским шампанским».
Утром вы станете свидетелем разговора сотрудниц гостиницы и ресторана:
- Он квартиру хочет сдать за четыре пятьсот! Он бы ещё за пять сдавал!
- Он долбанулся? Моя Машка за четыре снимает с евроремонтом.
Одновременно вы ощутите, что энтузиазм уменьшился: скажется усталость и качество дороги. Однако «надо ехать», как ещё не раз скажет неутомимый Толя, и с опухшими лицами вы вновь отправитесь в путь. После тёплой насыщенной солнцем и зеленью Ростовской области вы попадёте в Ставропольский край - аграрный Эдем. Здесь вас охватит желание остановиться, скинуть сапоги и шлем и пойти босиком в поле. А затем завести комбайн, сесть за руль и работать от зари до зари, на ходу запивая краюху хлеба студёным молоком, что принесла жинка.
Но вы будете помнить о своей миссии и, сжимая зубы, продолжите ехать, повторяя «Владикавказ! Владикавказ!».
Вы не остановитесь ни в дарящем молодостей Пятигорске, ни в горных сёлах Кабардино-Балкарии. Вы будете держать курс на Владикавказ. Но что вы увидите в Северной Осетии? Разве у нас идёт война? Если да, то с кем мы воюем?
Северная Осетия - это блокпосты и автоматчики. Но не только. Это ещё разруха, бедность, гонщики на «девятках» и дрифтеры на «волгах». С этого момента и ближайшие 2000 км окружающие будут задавать только один вопрос «А сколько такой стоит?».
Долгожданный Владикавказ выглядит лучше остальной Осетии, но раз солнце ещё светит, «надо ехать». За городом начинается предгорье, и здесь будут сделаны остановки для того, чтобы размять уставшие члены и посмотреть по сторонам. Продолжая свой путь, будьте осторожны: дорога становится скользкой, а повороты резкими.
Подъезжая к российско-грузинской границе, запаситесь терпением. Здесь вам предстоит провести не один час, что перечеркнёт ваши планы триумфально ворваться в Тбилиси на исходе второго дня пути.
Грузия
Под покровом ночи вы тронетесь в сторону Тбилиси, но в кромешной тьме и непроходимом тумане поймёте, что стоит провести ночь не в дороге, а в ближайшем посёлке Степанцминда, где вам предложат простое, но тёплое жилище «в ста метрах», которые окажутся километром в горку.
Проснувшись на следующее утро, вы увидите, что вы действительно в горах. В этот момент желание ехать дальше пропадёт окончательно, вы сядете умиротворённо на крыльце своего временного дома и нараспев прочтёте, глядя поверх белых вершин:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...
Лишь одно сможет сдвинуть вас с места: мысль, что лучше гор могут быть только горы. И вы не ошибётесь.
Вы увидите, что Крестовый перевал не такой страшный, как о нём говорят. Вы даже не успеете насладиться высотой к тому моменту, когда дорога пойдёт вниз.
На смотровых площадках вы не сможете отказать участникам неожиданных пикников, выпьете вина и съедите пасхальные угощения. Будьте внимательны: вас будут угощать многие встретившиеся вам люди, и вы рискуете не доехать до цели.
Далее ваш путь будет лежать вдоль ледяных горных рек, которые будут вести вас в солнечные долины Грузии.
Вы будете проезжать мимо многих монастырей, ведь в Грузии христианство стало государственной религией ещё в 4 веке. В этой стране удивительным образом соседствуют вера, уважение традиций и дерзость, непокорность.
Для вас не должно быть удивительным, что в Грузии ваша скорость будет неуклонно стремиться к нулевой. Если в первый день вы проедете 1200 км, во второй - 700, то в третий - всего 150 за полдня.
Наконец, вы доедете в Тбилиси. С радостью оставите свои мотоциклы на улице, ведь как говорят с гордостью местные жители, «Ничего не случится. А если кто-то тронет, полиция его за две минуты найдёт в любой части Грузии!». Здесь очень уважают и верят в полицию. Едва ли не каждый предупреждает «Вы из Москвы? Только не вздумайте предлагать деньги полиции! Тут же арестуют и посадят».
Тем не менее, несмотря на почтительное отношение к полиции, местные таксисты ездят дерзко и даже гордятся своими нарушениями. «Я сейчас нарушил на 300 долларов!», - скажет вам таксист на BMW - машине, на которой должен ездить каждый уважающий себя грузин. А подрезая машины, проезжая на красный и, не пропуская пешеходов, он опустит стекло, чтобы грязно выругаться и добавит «Это Грузия!».
Национальный и едва ли не единственный цвет одежды в Грузии, поэтому не ждите одобрительных взглядов, если вы знаете и любите другие цвета.
Однако, несмотря на консервативность и вспыльчивость, грузины доброжелательные и гостеприимные. Вы будете накормлены и напоены, полны выслушанных историй и уложены спать.
В Тбилиси вы сможете посетить церкви, монастыри, бани, кафе и рестораны. Также каждый таксист расскажет вам о «чистых девочках», с которыми можно «быстро, как кролик», а можно «на всю ночь, но дорого».
Разумеется, вы не будете пропускать тренировки даже в путешествии. И не зря. В зале вы узнаете, что почти каждый грузин какое-то время жил в Москве. У вас обязательно спросят, на какой станции вы живёте и ответят «а я из Митино» или «а у меня квартира на Арбате».
Тбилиси вам понравится. Вы решите, что этот город местами похож на Одессу своей архитектурой, местами - новую колонию США. Но обычно он напоминает вам, что вы всё же на Кавказе.
Насладившись пребыванием в столице, вы неспешно отправитесь в Батуми. И в неспешности будет ваша ошибка. 370 км вы преодолеете к полуночи, потому что поначалу вы будете останавливаться у красивых склонов гор и холмов, осматривать монастыри, наслаждаться неторопливостью хода времени.
Но солнце будет стремительно клониться к земле, и существенную часть пути по разбитой дороге вам придётся ехать в кромешной тьме. Уже на закате вы проедете Кутаиси - парламентскую столицу Грузии с населением всего 200 тысяч человек и больше напоминающую тихий советский городок.
Подъезжая к Батуми, вы издали увидите огни казино, прожектора, стеклянные высотки. Должно быть, это прекрасный современный город, решите вы. Но не всё сразу. Батуми - город-порт на Чёрном море недалеко от границы с Турцией, и большую его часть занимает именно порт. Батуми - город контрастов, здесь новые здания из стекла из стали соседствуют с ветхими постройками и архитектурными шедеврами XIX века. Но неизменно одно: повсюду вы встретите игорные и увеселительные заведения.
В Батуми вам удастся только переночевать, а уже поутру вы вновь отправитесь дальше - в сторону Турции.