38-ОЙ ММКФ. ОВЦЫ В ВОЛЧЬИХ ШКУРАХНеудавшийся скандал Московского кинофестиваля, самый непредсказуемый и один из самых малопонят(н)ых фильмов - работа Алена Гироди "Стой прямо", приехавшая прямиком с последних Канн.
Куратор программы "Секс. Еда. Культура. Смерть" Кирилл Разлогов был очевидно удивлен, обнаружив на показе картины, вызвавшей нездоровый ажиотаж в Каннах, всего несколько десятков зрителей, и, видимо, большей частью киноведов-профессионалов. Отчасти это можно объяснить поздним, полуночным сеансом, да ещё и в понедельник. Отчасти тем, что критика, ни наша, ни иностранная, этот фильм не приняла, хоть и отметила, в лучшем случае описав, как балансирующий на грани шока и маразма - а фестивальный зритель всё-таки более-менее с критикой знакомится.
Сюжет фильма, рассказанный в лоб, действительно может назваться скандальным - эротические приключения симпатичного кинематографиста средних лет по французской провинции, попеременно заигрывающего то с кучерявым отроком, то с румяной пастушкой, заканчиваются откровенной сценой в постели с умирающим стариком. Сцена(и не только эта), поверьте, смотрелась весьма шокирующе и, по-видимому, сыграла с фильмом злую шутку: привлекла внимание к картине, но в то же время отвлекла от её понимания, заменив его аффектом. Многие зрители даже затруднились оценить картину. Характерен отзыв: "не могу сказать, что картина понравилась, но точно не не понравилась". Очевидно, что отношение строится на основе понимания, которого не возникло. Ниже - попытка всё-таки разобраться "что это было?".
* * *
Герой картины "Стой прямо" - эдакая вариация персонажа Макдауэлла в "О, счастливчик!": какие бы невзгоды ни случались, ему всё ни по чём - выкрутится, всплывёт. Впрочем, в отличие от Счастливчика, дела которого шли в гору, француз по имени Лео опускается всё ниже и ниже по социальной лестнице, а достигнув дна, умудряется ещё скатиться и по моральной. Но пока он только-только начинает свой вояж по югу Франции он полон сил и уверен в себе. Обладатель темной шевелюры и хищного носа сам чем-то напоминает волка, в поисках встречи с которым и приехал в глушь. Волками же, нелюдимыми, холодными, коварными и жесткими, предстают сами обитатели провинции, от мала до велика. "Человек человеку - волк" - весьма подходящий девиз что для молодого парня, ворующего все сбережения старика у которого жил, что для фермера, готового сделать из крошечного младенца приманку для волков.
Надо отметить, что разговор о волках, место действия фильма и даже, возможно, имя Лео - отнюдь не случайны. Юг Франции богат на волков, но конкретно Лозер, куда и приезжает герой фильма, также широко известен своим
Жеводанским чудовищем - гигантским хищным волком (по другой версии, львом), наводившим ужас на окрестности в течение нескольких лет.
Но наш герой далеко не волк (и не лев). И это становится ясно, когда обнаруживается, что за душой у него ни гроша, а деньги он клянчит за сценарий, который всё никак не может написать. Несмотря на возраст (точно за 30, а то и за 40) и рождение ребенка, Лео не собирается взрослеть - остепеняться, брать на себя ответственность, жить полноценной семьей. Самое главное, он по-прежнему хочет свободы и продолжения поисков себя. Жизнь перекати-поля его устраивает, хотя оставшись один с младенцем на руках, начинает понимать, что уже не всё так просто. При всём при том, Лео - "хороший малый". Добрый, сочувствующий, во многих вопросах честный, покладистый, бесконфликтный и безобидный, словно овечка.
По ходу фильма мы видим, что и прочие герои картины отнюдь не хищники - заглянув за серую маску, мы обнаруживаем там боль, одиночество и личную незрелость. Инфантильность, если хотите. Неспособность выстраивать человеческие отношения, Быть с Другим. Подлинного же волка зритель увидит в, практически, библейском финале. Как священную жертву, Лео, обросший до облика Авраама, несёт ему молодого ягненка, с которым спал до этого, как с собственным сыном. Кажется, что вот-вот главный герой сможет приручить священное животное и сам превратится из овечки в матерого хищника. Достаточно только стоять прямо.
* * *
Фильм Гироди определенно показывает картину возрастного личностного кризиса. "Стоять прямо" - во многом о том, как непросто взрослеть человеку невыросшему (внутренне), невзматеревшему вовремя. Не нашедшему себя и своё. Эдакие новые "Полеты во сне и наяву", помноженные на сексуальную свободу и постепенное разрушение традиционных отношений. Кстати, "сонная" реальность в фильме также присутствует, добавляя нотки игривого сюра в царство агрессивного натурализма.
"Стоять прямо" во многом продолжает тему потерянности из предыдущей киноленты французского режиссёра "Незнакомец у озера", получившей в Каннах приз за лучшую режиссуру и Queer Palm. Но если в "Незнакомце" главный герой был определенно гомосексуален, то здесь сексуальность героя намеренно размытая, в большей степени зависящая от обстоятельств, но не от самого себя. Также как и в "Незнакомце", огромная роль отводится глубинным психическим силам(если хотите мистическим или гипнотическим), заставлящим действовать человека помимо, а то и прямо вопреки разуму.
* * *
Картина определенно не для всех. Более того, наверно даже не для 90% тех, кто думает, что он - "не все". Точно не подойдет ханжам, людям, боящимся за свою сексуальную ориентацию (любую из), любителям исключительно легкого и понятного кино. Всем остальным кроме небезынтересного просмотра, в процессе которого будут обмануты практически все зрительские ожидания, предстоит весьма непростая интеллектуальная задачка "что это было?", ответ на которую может совпасть с озвученным выше, а может и не совпасть. Будет любопытно сравнить.