Скорректированная вторая часть "Ценностей и интересов"

Aug 20, 2012 00:21

Скорректировано то, что уже выставлялось в ЖЖ по кускам. Теперь идет уточненное и "большим куском".
http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=71818

нация, империя, этнос, общество, идеология, ценности, идентичность, история, политика, интересы, культура

Leave a comment

mushetsi August 20 2012, 04:17:02 UTC
Прочитал начало Вашего текста, и желание двигаться дальше отпало. Не хочу быть категоричным, дабы не обидеть Вас, и ограничусь парой комментраиев. Я не знаю, почему для написания статьи об "этнонации" (надо бы ей дать определение по логике жанра) Вы отталкиваетесь не от отцов примордиализма, которые должны быть ближе к Вашему пониманию "этнонации", а с "опровержения" Бенедикта Андерсона? Выбрали его в качестве "популярного" автора, разберемся, что у Вас получилось.

Если бы Вы внимательно читали определение нации у него, то смогли бы дать его же определение, а не двусмысленный перевод названия книги. По Андерсону нация - "it is an imagined political community - and imagined as both inherently limited and sovereign." ("это воображенное политическое сообщество, и воображается оно, как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное.") Benedict Anderson _Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism_ второе, переработанное издание, Verso, 2006, стр. 5) Здесь каждое слово важно, и Андерсон дает собственные развернутые пояснения. Вы до невозможности упростили его концепцию нации и национализма и подошли очень близко к несколько странным оппозициям идентичностей. Вы пишите:

"Кем в первую очередь будет ощущать себя человек - армянином или тбилисцем, католиком или врачом, сотрудником транснациональной компании или гражданином страны - подобные вопросы периодически становились очень актуальными. Человек не может быть тем, другим и третьим в полном объеме и с полной силой."

А в чем конфликт между этими идентичностями? Почему нельзя быть врачом и армянином одновременно и "в полном объеме", не испытывая никакого невроза? Разве перед человек стоит такой выбор - быть ему армянином или врачом? Я Вам больше скажу, можно быть армянином и минчанином, киевлянином, ереванцем, тбилисцем без особых проблем. И более того, есть армяне католики ("франки"), и у них нет никакой дилеммы - быть им армянами или католиками? Нет ее и у армян протестантов, у армян, которые ассоцируются с Киликийским престолом, а не с Эчмиадзином. И даже у амшенцев. Я бы понял драму, которую Вы хотите изобразить, если бы конфликт идентичностей был определен в терминах национальных и этнических, например, американский армянин, женатый на ирландке. Но даже в таких случаях, можно вполне гармонично сочетать все три компонента, что я наблюдаю сплошь и рядом.

"Пытаясь совместить в себе несколько идентичностей такого рода, он постоянно будет приходить к противоречию и к необходимости делать выбор в пользу одной из них."

Это как? Быть мне врачом или тбилисцем? Или быть мне работником транснациональной корпорации и армянином? Вы можете не отвечать на эти вопросы. Удивительно, что дилеммы эти, вполне надуманные, Вам не показались странными.

"Ведь речь не просто о том, чтобы кем-то себя называть, хотя и это немаловажно. Членом большого сообщества можно считать того, кто разделяет его ценности, видит связь между своими личными интересами и коллективными."

А вот это как раз и есть часть определения нации Бенедикта Андерсона, которое Вы не стали разбирать. Он так и определяет "политическое сообщество". Слова эти он выбрал не случайно. Из Вашего текста не ясно, Вы излагаете основные аргументы Андерсона, или это Ваши рассуждения, уж очень они похожи на то, что пишет наш автор. Если попросите процитирую.

Я не большой поклонник теории Андерсона. Свой первый текст 1983 года он значительно переработал в 1991 году. После распада СССР и Югославии стало ясно, что, несмотря на прозорливость Андерсона во многих вопросах национализма, ему пришлось бы вносить новые коррективы в текст. Но это отдельная проблема, которая нисколько не умаляет других значительных достоинств его текста, имевшего фундаментальное влияние на развитие конструктивистских и пост-конструктивистских теорий нации и национализма.

Всего доброго.

Reply


Leave a comment

Up