Этническая нация: ценности и интересы (статья вторая) -13

Jul 25, 2012 14:13

Цивилизационная общность и цивилизационный барьер

Конечно, есть некоторая разница между странами и народами, принадлежащими и не принадлежащими к секуляризованной христианской цивилизации. Цивилизационный барьер ставит определенную преграду для авторитетности «мира современности», тем более что он в недавней истории выступал в роли врага, чаще всего победоносного поработителя. Ни в Восточной Азии, ни в Арабском мире, ни в Тропической Африке средний человек не хочет и не может по цивилизационным причинам отождествить себя с населением «мира современности», этот мир остается для него психологически чужим. Он скорее является объектом зависти, чем объектом влечения со всеми вытекающими последствиями. Точно так же «передовые люди», вдохновляясь идеями «мира современности» об угнетенных классах и нациях, должны были отталкиваться от этого «мира», бороться против его колониальной или неоколониальной власти.
В цивилизационном родстве с «миром современности», конечно, есть и плюсы. Когда этот мир находится на очевидном подъеме, соответствующие идеи усваиваются быстрее и легче. В конце XIX - начале XX века армяне часто определяли себя в качестве проводников европейских цивилизации и прогресса на Ближнем и Среднем Востоке. Несмотря на свой подчиненный статус, они выделились в мире ислама не только через образование, предпринимательство, книгопечатание, прессу, искусство фотографии, но были в авангарде усвоения масонских, либеральных, национальных, социалистических идей, создания политических партий и организаций.
Если фаза подъема «мира современности» позади, отсутствие цивилизационных барьеров, наоборот, может играть отрицательную роль. В условиях незавершенности государственного строительства, слабости или отсутствия подлинного суверенитета, прямой фиктивности самых необходимых систем и структур атомизация индивидов в «периферийных» странах ведет к самым худшим для общества последствиям - поскольку здесь индивиды-атомы не имеют навыков гражданственности. При аморфности систем и структур, нормализующих жизнь общества, оно, не успев толком сформироваться, уже разрушается по всем направлениям неограниченными корыстными интересами частных лиц и мелких групп.

нация, этнос, общество, идеология, ценности, идентичность, история, политика, культура, интересы

Previous post Next post
Up