Рускеальский экспресс

Jun 25, 2019 19:53

Побывав в Рускеале на границе весны и лета, узнала, что с 1 июня из г. Сортавала в Горный парк "Рускеала" можно добраться не только на автобусе или такси, но и на "Рускеальском экспрессе" - ретропоезде на паровозной тяге. С тех пор жаждала прокатиться в вагончиках, оформленных в стиле конца XIX - начала XX вв.  spbblog в лице zaoblachnaya и ОАО "РЖД" в лице Андрея Кружалина исполняют мечты)) Поехали?



Фото Максима Никифорова

Начало путешествия очень напоминает декабрьскую поездку, только на Финляндском вокзале добавился баннер ретропоезда.



Напомню, что с конца прошлого года в Сортавалу курсирует "Ласточка". Она стартует в 6.15 утра, чтобы не препятствовать движению  "Аллегро". На первых поездах метро не успеть, но, похоже, это смущает только меня: в скоростной электричке не было свободных мест. Так что покупайте билеты заранее))



Обратите внимание, что на сортавальской "Ласточке" можно добраться до Выборга не только быстрее, чем на выборгской, но и дешевле (в "эконом-классе") из-за особенностей тарификации.

Кружной путь через Выборг и Элисенваару выбран по нескольким причинам:

- скоростной ход;
- дополнительный туристический пассажиропоток (к следующему сезону планируется сделать стыковку с "Аллегро" в Выборге для наших финских друзей);
- красивые виды на лампушки и ладожские шхеры;
- интересы велосипедистов, доезжающих до Каменногорска и возвращающихся в Выборг на своих двоих колёсах или следующих на пограничный пункт в Светлогорске (в ближайшее время вагоны оборудуют специальными креплениями для велосипедов);
- бархатный путь.

*Учим термины: бархатный путь - условное наименование железнодорожного пути, расстояние между рельсовыми стыками которого значительно превосходит длину стандартного рельса (25 метров).
Т. е. характерного стука колёс «тудум-тудум» в разы меньше. Даже не знаю, радоваться или расстраиваться по этому поводу))

А мы, меж тем, уже в Каменногорске, где выделено 20 минут на представление под названием "сцепка с тепловозом".



Его можно прицепить быстрее, но на шоу собирается толпа фотографов и операторов, поэтому всем предоставляется возможность сделать красивые кадры))

image Click to view



После декабрьского отчёта получила комментарии, мол, существуют "электрички двойного хода, которые могут как простые электрички от проводов запитываться, а также могут переключаться на дизель-генератор там, где провода забыли проложить". Дадим слово  заместителю генерального директора РЖД и руководителю пассажирского блока компании Дмитрию Пегову: "А тепловоз скоростной, его производят в Коломне, и я его вообще считаю самым лучшим тепловозом в мире - это моё мнение как локомотивщика. И сделана доработка этого тепловоза, который сможет подавать 3 тысячи вольт сейчас, на «Ласточку», на двухпроводной схеме, он плюс и минус подаёт. Это позволило весь комфорт на «Ласточке» сохранить и при этом двигаться с той же скоростью, потому что конструкционная скорость тепловоза - 160 км/ч. Меня всё время критикуют, говорят - ну-у-у, можно было сделать, как в Евро-о-опе, гибридный электропоезд, но 2/3 пути дизель бы просто молчал у этого поезда, сами понимаете. И при этом, если мы хотим обеспечить мощность поезда «Ласточка» такую же, как сейчас есть - всё равно бы это был бы целый вагон! При этом в таком вагоне нельзя было бы сделать пассажирские места, там бы стоял такой грохот, что весь поезд бы содрогался!
А так мы одним тепловозом, например, на проекте Иваново, обслуживаем вообще все ивановские ласточки! Это один тепловоз и три пары «Ласточек». Одна приехала, другая уехала. Да вы и сами знаете уже этот график. Но при этом это один тепловоз, а не минус один вагон в каждой Ласточке! Это влияет на себестоимость, а от неё зависит цена билетов, это техническое обслуживание. При этом у нас нет в России депо, где можно обслуживать гибридные дизель- электропоезда. Это тоже сложность для эксплуатирующей организации - обслуживать в электропоездном депо дизель! Это отдельная история. Поэтому такая система, я считаю, сейчас оптимальная - и я думаю, что она приживётся и будет дальше работать" [цитируется по https://periskop.livejournal.com/1966367.html].


За разговорами прибыли на конечную станцию Сортавала. "Поезд дальше не идёт. Просьба освободить вагоны". Возникает закономерный вопрос: а почему, собственно? Ходил же раньше по выходным до Маткасельки. Суммируя ответы представителей РЖД и Горного парка, отвечаю:

1. Маткаселькя находится в погранзоне. Приходилось подавать паспортные данные на всех пассажиров. Пограничники устраивали выборочную проверку паспортов.

2. Схема с бесплатным автобусным трансфером от Маткасельки изначально была временная: "Горный парк "Рускеала" не имеет своего транспорта! Он зависит в этом от больших и малых партнёров-перевозчиков, от туристических компаний, дорожников, от активности местных администраций... <...> Ресурсы на этот временный "праздник" закончились, зато появились другие возможности (ретропоезд), улучшились дорожные условия (индивидуальный транспорт, экскурсионные автобусы и такси). Со временем появятся и другие транспортные решения от наших партнёров", - объясняет консультант по комплексному развитию Горного парка Антон Юшко.

Итак, рассмотрим детально один из предложенных вариантов, придуманный как дополнительная туристическая "изюминка" на неэлектрифицированном участке пути.

Билеты на "Рускеальский экспресс" можно купить непосредственно в "Ласточке", обратившись к проводнику. Ну или за 90 суток до отправления во всех кассах дальнего следования, на официальном сайте ОАО "РЖД" и с помощью мобильного приложения "РЖД Пассажирам".  Стоимость даже немного снизилась по сравнению с изначально заявленной: сейчас цена полного билета составляет 350 р. во все дни, кроме субботы (400 р.).  Кроме того, действуют специальные тарифные предложения для различных категорий пассажиров. Например, при оформлении билета по тарифу «Детский» (для детей до 10 лет) цена снижается на 70%, для пассажиров в возрасте до 21 года - на 30%, для пассажиров старше 60 лет - на 30%. При оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» стоимость обратного билета снижается на 20%.

*Ранее  знала только одну возможность покататься на паровозе: с помощью "РЖД ТУР". Самый дешёвый вариант на их сайте - поездка в Царское Село за 1600 р. Но с экскурсионным обслуживанием и посещением дома-музея П. П. Чистякова.

На пересадку пассажирам даётся 20 минут ("Ласточка" прибывает в 10.20, "Рускеальский экспресс" отправляется в 10.40). Опять же, время можно было бы и сократить, ведь поезда стоят на соседних путях.



Но надо же и пофоткаться! С трудом дождалась возможности подойти к "звезде"))



"Рускеальский экспресс" состоит из вагона-ресторана и двух купейных вагонов, сделанных в ГДР,



прошедших капитальный ремонт и стилизованных под "Николаевский экспресс".





Всего в поезде 91 место, но в связи с ростом спроса планируют добавить вагоны.

Мы разместились в ресторане.





Здесь можно не только подзарядить гаджеты, наблюдая на экране виды из кабины машиниста в реальном времени, но и подкрепиться самим.  Цены чрезвычайно приятные: чай - 30 р., вода - 40 р., лимонады - 80 р., кофе - 100-120 р, выпечка - 30-65 р.



Чай подаётся правильно: в подстаканниках!



Но разве можно усидеть на месте? Ведь там чух-чух и ту-туууу!))

image Click to view


И так в течение часа))



В конце мая следила за развитием событий и видела противоречивую информацию: сетевые СМИ  пунктом назначения "Рускеальского экспресса" называли то Маткасельку, то Рускеалу. Почему так произошло? Дело в том, что пути до Горного парка считались подъездными,  а на них  пассажирские перевозки запрещены. Поэтому в апреле-мае не только ударными темпами восстанавливали 2,5 км железнодорожного полотна, но и приглашали комиссию для осмотра и принятия решения о включении участка  в пути общего пользования.  Приказ пришёл только в 18.00 31 мая, и 1 июня ретропоезд отправился прямо к развалинам известкового завода, где сделали стильный деревянный перрон.



Сейчас путь тупиковый. Поэтому состав обслуживают два паровоза: один тащит вагоны, второй едет следом. В Рускеале они меняются.  Но это не навсегда.  К следующему туристическому сезону линию продлят на  километр к новой автостоянке, сделают разворотный путь, восстановят исторический мраморный вокзал. И это тоже будет элементом шоу: разворот, заправка водой...

А уже к 29 июню текущего года по субботам добавят ещё один дневной рейс. "Дневной поезд №№ 923/924 будет отправляться по субботам из горного парка в 12:30 и прибывать в г. Сортавала в 13:30, из г. Сортавала в сторону горного парка поезд будет оправляться в 15:00 с прибытием парк «Рускеала» в 16:00. Время в пути - 1 час.
Дополнительный рейс по субботам позволит гостям горного парка, приезжающих на автомобилях, совершить увлекательное путешествие в г. Сортавала, погулять по городу и вернуться обратно в парк. Также этот рейс будет интересен и туристам с острова Валаам, прибывающим в г. Сортавала на метеорах" [из пресс-релиза].

Билеты на этот рейс (как, впрочем, на любые рейсы по всей стране) можно купить прямо в парке, где установлена ж. д. касса.



В свою очередь, входные билеты в мраморной каньон продаются в ретропоезде.


Но на улице пасмурно. Давайте пока спустимся под землю, а ретропоездом во всей красе полюбуемся на обратном пути, когда выглянет солнышко.

На маршруте "Подземная Рускеала" была уже в третий раз, но вот такую дымку увидела впервые.





Чарующее место, особенно с музыкальным сопровождением.

image Click to view


Водная часть пути:



Это колечко не удалось нормально сфотографировать в прошлый раз, наверстала упущенное:



В этом месте предлагается разглядеть портрет Екатерины Великой,



но, видать, у меня совсем всё плохо с воображением))



Чайки позируют,



люди поют.

image Click to view



Пока мы обедали и пробовали местную выпечку,



вышло солнце.



Благодать!



Пролетели на троллее



и поспешили в Итальянский карьер, чтобы сделать красивые фоточки.



Но тут вспомнили, что ещё не пофотографировали в солнечных лучах главного героя дня и отправились к перрону, где уже красовался второй паровоз.



Хорошо всё-таки быть блогером: можно залезть туда, куда не всем можно! Например, в кабину машиниста.



Она не помещается в кадр, поэтому кусочек видео:

image Click to view


Эх, не хватило наглости попроситься выйти на "балкон"))



Погуляла по солнечному перрону.



Обратила внимание на форму проводников. Вообще, планируется пять комплектов в зависимости от событий, которые будут происходить: историческая царская, финская железнодорожная, советская форма времён Великой Отечественной войны, форма МПС СССР и та форма, которая сейчас есть.



Но, чу!  17.30. Начальник поезда подаёт сигнал к отправлению.



И в 18.30 мы снова на станции Сортавала. Здесь расположено депо по обслуживанию паровозов, в котором со временем собираются проводить экскурсии (запишите меня, пожалуйста!). Через 12 минут (в 18.42) "Ласточка" помчит нас на Финляндский вокзал, а пока прощальный взгляд на "Рускеальский экспресс".



Благодарю организатора пресс-тура Андрея Кружалина за насыщенную программу,  заботу и массу полезной информации))

рускеальскийэкспресс, рускеала, spbblog, отчеты, спбблог

Previous post Next post
Up