Наука, которая всегда с тобой_10

Nov 17, 2009 18:04

Наиболее общие законы мироздания! Звучит, конечно, заманчиво: законы, знание которых позволит увидеть, наконец, цельную картину мира, картину, не состоящую из небрежно слепленной мозаики разноречивых «научных данных», мнений правой и левой прессы, авторитетных утверждений с экрана и мелькающих, как цифры в счетчике, дней...
Хорошо, мы берем, заверните нам это в бумажку, но прежде все-таки ответьте: что же это за часть мироздания там, за этим барьером? И как человек, существо сугубо материальное, может воспарить и подняться выше какого-то качественного барьера в гигантском мироздании?
Что есть у него такого, что было бы другого качества, чем он сам, было бы противоположно ему самому?
Нас многие века пичкали религиозными догмами о том, что в бренном теле существует некое неприсущее ему (качественно!) небесное создание, душа. Приходит по своей нужде, уходит тоже когда ей захочется. Управляет телом, как ей вздумается.
Может быть именно это имеет в виду каббала? Логично. Если она утверждает, что мироздание делится на два несовместимых качества, тогда и человек, как часть его, должен подчиняться этому правилу. Все сходится. И сходится не в ее пользу.
Нам стоит все-таки спросить самих каббалистов - какими именно умопостроениями они пользуются при изучении законов мироздания, и как они относятся к теории души, живущей с теле.
Мы: - Скажите, уважаемый, не сводит ли ваше утверждение о разделении мироздания на две части к теории, что и человек состоит души и тела?
Каббалист: - К какой из них?
Мы: - То есть?..
Каббалист: - Их ведь было в общем-то три типа таких теорий.
Мы: - Верующие и неверующие? А третий?
Каббалист: - Нет, отношение человека к двойственности своей природы, которую он наблюдал веками, не сводится лишь к религиозной вере. Проблема была настолько очевидна, что величайшим умам человечества приходилось занимать ту или иную позицию, строить те или иные модели этого феномена.
Мы: - Вы правы, то или иное отношение к двойственной природе человека становилось основой духовной модели целых народов и многовековых культур. Многим приходилось принимать существование некоей души как факт, так как не могли по другому объяснить отличие человека от животного. О каких же трех типах теорий вы говорили?
Каббалист: - В общем, это: теория веры, теория дуализма и теория отрицания.
Мы: - А каббала - это четвертая?
Каббалист: - Основа каббалы - практическое исследование, а не теория.
Мы: - Значит, вам не подходит ни одна из них?
Каббалист: - Разве что третья, в какой-то мере.
Мы: - Теория отрицания?!
Каббалист: - Что вас так удивляет, уважаемые? Вы допускаете что-то другое? Вы допускаете, что для серьезного познания мира можно пользоваться теорией веры?
Мы: - Чем же она для вас крамольна?
Каббалист: - Элементарный бред. Теория веры говорит, что нет ничего, кроме души или духа. Жизнь и смерть тела не влияют на души, они духовны, то есть сущности простые. Смерть - это не более чем разделение основ, из которых состоит сущность. И поэтому касается только материального тела. Поэтому душа якобы бессмертна и существует вечно. А все признаки жизни, которые мы видим в теле человека - это лишь проявления сил души.
Мы: - Красота!
Каббалист: - Что, нравится?
Мы: - А что... Жизнь вечная, духовная...
Каббалист: - Да, вы правы. Так можно замечтаться, что просто перестаешь жить. Многие так и делали.
Мы: - Чем же вам не потрафила вторая? Тоже бред?
Каббалист: - А вы послушайте. Теория дуализма - это теория верящих в двойственность. То есть, тело - это вроде бы и совершенное создание, которое полностью себя обеспечивает. Но не оно является сущностью человека. Основу сути человека представляет разумная душа.
Мы: - В каком смысле «сущность человека»?
Каббалист: - Душа якобы является первопричиной тела, что означает, что тело есть порождение и продолжение души.
Мы: - Откуда же в головах людей появилась такая комбинация?
Каббалист: - Просто в результате бурного развития науки обнаружилось, что природой заложены в самом теле все необходимые жизненные потребности, и поэтому ничего не остается для деятельности души внутри тела, только лишь навыки и хорошие качества, их духовные виды.
Мы: - Ну а ваша любимица, теория отрицания? Расскажите-ка нам о ней.
Каббалист: - Последователи этой теории совершенно отрицают наличие какой-либо абстрактной духовной сущности в теле человека. Весь механизм тела приводится в действие вследствие контакта организма с внешними раздражителями и направляется ощущениями «боль» или «наслаждение» в мозг, а мозг уже дает команду определенному органу, как произвести воздействие. Так, что весь разум и его выводы, считают сторонники этой теории, есть ничто иное, как результат процессов, происходящих с организмом.
Мы: - Какой ужас! Какой ужас! И никакого просвета? Машина, честное слово.
Каббалист: - Что с вами? Чего же вы ожидали от природы?
Мы: - Но все-таки, есть же у человека, у тела этого, какая-то духовная жизнь!
Каббалист: - Кино, театр?..
Мы: - А хоть бы и так.
Каббалист: - Пирожное в антракте...
Мы: - Вам легко смеяться. Вы, надо полагать, знаете еще что-то. Но в эту сухую механику - неужели вы верите?!
Каббалист: - Почему верим? Эта теория - результат опыта а не умопостроений. Довольно верная схема работы тела человека.
Мы: - А, все-таки «тела»! Вы все-таки держите что-то под спудом! Но вы нам это выложите, будьте уверены! Всю правду, ничего не скрывая.

тело, душа, теория, природа

Previous post Next post
Up