К сценарию Кузари. Выбор такой, чтоб - навечно.

May 23, 2014 08:13


Есть интересное явление - возврат к идеологиям, причем массовое стремление
к возврату. Фашизм и коммунизм привлекательны для масс в наше время так, как
будто человечество не страдало от них, как будто не было опыта. Это похоже на
образ битой жены, которая все время возвращается к своему жестокому,
дерущемуся,но любимому мужу
--- С одной стороны проблема в том, - созрели у людей внутренние сосуды для восприятия новой идеи, или нет. Если да, тогда новое воспринимается просто. Как  нечто, чего ожидал. Даже если для стороннего наблюдателя оно выглядит сложным и оторванным от жизни.
С другой стороны, тот, кто хочет, чтобы его идея была воспринята большинством, должен формулировать ее как можно доступнее. В этом он должен выложиться по максимуму, без снобизма: ах, я хотел им добра, но меня не поняли.
--- Проблему выбора хазарского царя хотелось бы сформулировать так, чтобы в ней почувствовалась вечно актуальная для государства и народа проблема выбора пути, выбора идеологии.
Для этого пытаться вытащить на поверхность сходство чисто внешних обстоятельств: «феодальную раздробленность» тогда и раздробленность, - сегодня, - той же Украины, да и множества других государств, страдающих от внутренней вражды кланов, секторов населения - это будет слишком поверхностный подход, полный натяжек в сравнениях и обобщениях.
Тем более, что и «реалии» того времени не интересны, так или иначе, хазар выбрал не методику единства, а одну из религий, причем, судя по истории, выбрал ее не сам царь, а наместник одной из областей, потом его род поднялся и сменил царский род - все это дела давно забытых дней.
Проблема - и актуальная, и вечная - всегда состояла в том, чтобы выбранная идеология, методика организации народной жизни, жизни государства, была бы такая, чтоб - навечно. Тем более, что сейчас эта же проблема стоит и перед всей гибнущей цивилизацией.
Необходимость чтоб «навечно» внутренне ощущается всеми, у всех уже появляется устойчивое ощущение временности происходящего. Временности - значит, бессмысленности. Поэтому все уже всем осточертело.
У хазара - народы живут по всему царству, кочуют, дерутся-мирятся, у каждого свои претензии, - но это же государство! - и ему надо обеспечить его будущее.
А сейчас, с выходом человека в международное виртуальное пространство, - это становится проблемой каждого человека мира: выбрать то, что обеспечит будущее.
--- Есть интересный опыт - возвращения к идеологиям, причем массового стремления к возврату. Фашизм и коммунизм привлекательны для масс в наше время так, как будто человечество не страдало от них, как будто не было опыта.
Это похоже на образ битой жены, которая все время возвращается к своему жестокому, дерущемуся, но любимому мужу, несмотря на его жестокость и на то, что страдала от него неоднократно. Страдания, побои, драки, синяки забываются, а любовь остается.
В отношении фашизма и коммунизма это, в общем, понятно, - потому что в лживой материи нашего мира они были наиболее массовыми, пусть и уродливыми порождениями внутренней прекрасной силы единства и самоотдачи. Вроде чудовища с доброй душой из «Аленького цветка» и подобных сказок. Разница только в том, что в нашей с вами сказке, в которой мы живем, чудовище это множество раз проделывало с девушкой - человечеством, - такое, о чем в приличном обществе не говорят. С надругательствами и телесными повреждениями.
Речь, конечно, у нас о другом, но и из примера с фашизмом и коммунизмом мы должны сделать внутренний, аналитический вывод: шкура зверя - это одно, а внутренняя сила, которая облачалась в нее, и которая по-прежнему привлекает - вот это, пожалуйста, заверните нам отдельно.
Вот ее мы и возьмем себе, сознательно, и будем ею пользоваться на добро. Почему - именно потому, что она - природная сила, а не выдуманная людьми идеология. Природная - значит, навечно. Только вот научиться пользоваться ею сознательно.
--- Теперь вопрос, затронутый в начале - где гарантия, что человек примет это? Гарантия в том, во-первых, что «сосуды восприятия» созревают сейчас у всех.
Во-вторых в том, что это сила природная, ее действие испытывал на себе каждый, и не раз: свет и подъем, когда он вместе с другими, сообща, делал что-то ради общей цели. Человеку можно и нужно говорить об этом, - он вспомнит, глаза у него засветятся, потому что то, о чем ты говоришь - что в мире есть сила единения и отдачи, - это правда.
--- Но глаза у него засветятся - и тут же погаснут. Почему? есть тому причины.
Первая из них - жизненный опыт подсказывает человеку, что все, даже самое положительное, люди всегда используют эгоистически, в конечном счете, во зло.
Тот же фашизм - какой подъем он дал и Италии, и той же Германии, разоренной и униженной, с пятью миллионами безработных! В результате этот подъем, произошедший в рамках одной нации, использовали для розни и войны - но в более крупных масштабах.
То есть, существует некое противоречие, которое человек вносит узостью своих целей: сила природная и вечная, а использование - мизерное, ну, в лучшем случае, для «мирового господства», которое в свой час споткнется, падет и сгниет по неведомым тебе причинам. Так же как сейчас, споткнувшись, падает мировой порядок, на несколько десятилетий созданный американской властью над миром.
Еще точнее: если вдруг сейчас, на территории какой-то огромной империи, все народы вдруг объединятся, станут как один, единым духом будут готовы к труду и обороне, но при этом объединятся против других - это конец, катастрофа и для всего мира и для той же империи. Узость целей погубит все.
--- Вторая причина скептицизма по отношению к истине в том, что можно назвать «эффект преданной любви».
Когда человек любил кого-то или что-то, но его любовь была предана - ему больно об этом вспоминать. Младенец, когда мама занялась чем-то другим, не им, ощущает это как трагедию, как предательство. Человеку, который испытывал действие силы единства, подъем, когда был в компании, а потом компания распалась, больно вспоминать об этом. Потому что воспринимается как предательство детского желания, чтоб так было всегда. Кончилось плохо - именно это ощущается как ключевой момент. И он не даст человеку воспринять положительно даже истину.
Как быть? Все равно надо говорить человеку правду о природной силе отдачи, внешне он может реагировать как угодно, но внутри у него все равно растет точка согласия. Изнутри он ведь знает, что это правда.
--- Кстати, в самом «Кузари» раби Иеуды Алеви, сказано, как именно еврейский мудрец убедил хазара в том, что именно его описание Творца - наиболее надежно. Он сказал - я могу привести в подтверждение Его существования только то, что знают многие, то есть только то, что реально существовало в ощущениях. А то, что Он «создал небо и землю», то, что Он «заботится обо мне и обо всех каждый день» - все это религия, то есть «политические умозаключения, нужные для управления государством и людьми».
Так и здесь - когда ты скажешь человеку, о чем идет речь, он вспомнит, потому что когда он испытывал то ощущение - он был счастлив, это была любовь, а любовь не забывается. И пусть потом наступило что-то вроде разочарования, но когда ты напомнишь ему - выяснится, что он это не забыл
--- То есть понятно, что нужна именно методика, способная вызвать и использовать на добро эту природную силу. Как вызвать ее в массах, чтоб использовать на зло - на это в истории было масса специалистов, очень талантливых. А вот на добро - это была бы спасительная методика.
--- Да, но почему хазар пришел в необходимости выбора? Как это описать? Он созрел. Все его прежние способы управления и государственного строительства, когда можно было тех прижать, этих подкупить, тем дать должность - все это уже не работает. Он понял, все прежние методики управления этим огромным государством, массой народов и племен, подчиненных, зависимых или добровольно присоединившихся - можно выбросить как мусор. Ему уже захотелось такой идеологии, чтоб навечно.
--- К подобным же выводам приходят сейчас в мире масса умных людей. Многие начинают искать национальную идею. А национальная идея сейчас для каждого из народов только тогда будет реальной и жизнеспособной, когда включит в себя потребность - создать такую модель гармоничного общества, чтоб это было не только для себя навечно, а и чтоб все, кто пожелает, могли бы прийти и увидеть - и взять себе - и у них эта методика будет гарантированно работать.
Понятно, что такую идею выдумать невозможно. Чтоб так сработать, она должна основываться на законе природы, и использование ее тоже должно ей соответствовать, а не противоречить. Как до сих пор противоречили друг другу сила единения и ее использование.
Природные основы методики - это   одно преимущество, а второе - что принятие ее - добровольное. В принудительном порядке это не сработает.
--- Появляется, конечно, вопрос: будет ли противостояние новому? Противостояния не будет, потому что нет вызова, никому в мире. Наоборот. Появятся многие, которые скажут - я не понимаю этой жизни, но признаю, что выглядит здорово, и готов отправить своих детей к вам учиться. Может быть, стоит описать, что и хазар, выбрав методику, думает о том, что будут другие цари и государства посылать к нему детей учиться и так распространится гармония на мир.

истина, выбор

Previous post Next post
Up