(no subject)

Feb 27, 2021 11:46

А.Ф.Лосев. Личность и абсолют. М., 1999

В очередном томе сочинений Лосева опубликованы вновь обретенные работы - часть была возвращена из архива ФСБ жене Лосева А.Тахо-Годи, часть обнаружена в его домашнем архиве при ремонте. Правда, сказать «работы» было бы преувеличением, скорее это фрагменты текстов, которые Лосев писал и готовил к печати, но которые оказались частично изъяты, частично забыты самим автором.

Том начинается с большой ранней книги об экспериментальной германской психологии, над которой Лосев работал в 1914 году в Берлине, откуда был вынужден срочно уехать с началом Первой мировой войны, бросив все записи и наработки. Текст работы составлен Лосевым в Москве, опираясь на имеющиеся в распоряжении материалы, поэтому сама работа, замышлявшаяся как развернутый анализ философских установок психологии, стала просто критическим изложением достижений Вюрцбургской психологической школы. Сама работа не дает представления о Лосеве как о философе и скорее служит дополнительным материалом к философской биографии Лосева.

В том вошли фрагменты рукописей, посвященных имяславию. Имяславие - конек русских философов начала XX века, они пристально следили за афонскими спорами, не обошла стороной эта тема и А.Ф.Лосева. В своих работах по имяславию Лосев сочетает диалектику и богословие, что в будущем станет одной из его основных философских тем. Упоминая в качестве источников имяславской литературы Акафист Иисусу Сладчайшему, Лосев тем самым ставит вопрос об изначальном имяславском смысле церковного предания, и доказывает это на примерах из священного писания - цитат из Библии в этих его работах порядочно. Интересны тезисы докладов и выступлений, переписка, в которой философ общается со своими выдающимися современниками (среди них П.Флоренский) и вообще контекст дискуссии. Философия и богословие у Лосева очень тесно переплетаются, но все же он остается философом, говоря об имяславии как о философской проблеме.

К корпусу текстов об имяславии примыкает большая рукопись дополнений к «Диалектике мифа». Здесь богословское содержание встает во всем его философском величии. Лосев дает диалектическое обоснование христианской концепции Троицы, идет дальше, разбирает умное строение духовного мира и показывает, что все подчинено законам диалектики. Правда, мне показалось, что диалектика у Лосева служит исходной посылкой, он укладывает факты в диалектические схемы, а не выводит их из фактов. Тем не менее, глобальное философское здание богословской онтологии впечатляет, и заставляет задуматься о гармонии человеческой мысли, создавшей его, несмотря на то, что местами разбираемый материал притянут за уши к диалектическим формам.

В приложении опубликовано продолжение работы по философии математики, которая составила предмет одного из прошлых томов, где Лосев строит философию чисел и математических операций, опираясь на те же диалектические структуры, которые он применял при исследовании богословского материала. В целом книги, изданные в этом томе, свидетельствуют о цельности философского метода А.Ф.Лосева и дополнительно проливают свет на интересы философа, от которых он отталкивался в раннем периоде творчества, и которые стали исходным пунктом его движения в мире философской мысли, завершившегося созданием фундаментальной «Истории античной эстетики».


Лосев, книги

Previous post Next post
Up