Интересно, вообще, как с возрастом и опытом меняется отношение к изменению материального мира.
В раннем детстве - просто смотрит ребенок на погремушки и куколок. Трогает. Переставляет.
Позже - появляются кубики, которые можно составлять в некие конструкции.
Далее - появляются пластилин и глина. Которые можно менять по форме.
Со временем - пластилин и кубики внезапно оказываются частями единой системы. Кубики - жесткое, пластилин - мягкое. Которые дополняют систему. Делают ее на порядок более изменчивой и в то же время более устойчивой.
Потом приходит черед жестких сложных конструкций. Те же пластмассовые и металлические конструкторы.
Гораздо большее разнообразие форм. И гораздо большее понимание физики материального мира. Нагрузки, текучесть и пластичность материала. Момент силы. Длина окружности.
А уж если еще и пластилин добавить…
Далее - конструкторы в виде пластмассовых моделей самолетов. Застывшее совершенство формы. И как следствие - прорыв в понимание того, что они бывают еще и с моторчиком. То есть, у формы и структуры внезапно возникает реальная ФУНКЦИЯ. Ну, помимо функции познавательной.
А потом - внезапное осознание того, что пластик бывает термореактивный и термопластичный. Примерно то же самое, что и с кубиками и пластилином. Но - с применением термоприбора - выжигателя по дереву, который становится инструментом изменения в принципе твердого материала - кусков пластмассы оставшихся от тех самых сборных моделей самолетов и танков.
А потом - понимание того, что в конструкцию готовой модели можно вмешиваться вполне жестко - с изменением и самих деталей и кинематической схемы простыми инструментами - сверлом, напильником, пилой и так далее.
Помню, каким открытием для меня, семилетнего, был навык работы простым рубанком в авиамодельном кружке. Это было сродни волшебству. Вот планка, а вот - рубанок. И планка под моими руками становится не просто гладкой. Она становится - соответствующей требованиям размера. Это выглядело, как волшебство, как самая настоящая магия. Да это и являлось магией. (Более того, для огромного большинства людей это действие является магическим до конца их жизни. Магическим и непостижимым для низ. Хотя и осознаваемым в том, что есть люди, которые это могут!).
Чуть позже, на уроках труда в школе (и дома, под руками отца) возникло такое же чувство, возникало осознание, что металл - нечто ранее бывшее самым неразрывным, твердым и стабильным - может быть разрезан, обточен, нарезан и рассверлен.
А уж когда начался период пайки и плавки на газу или костре мягких металлов - олова, свинца - возникло ощущение власти над миром. Вот - жесткое превращается в мягкое и даже жидкое. Уже само по себе чудо.
Дальше - разгул технологий, которые доступны не где-то там, далеко, а - тут, у себя дома, «на коленке».
Формирование и металлов, и пластиков, и дерева. Масса технологических способов и вариантов - пайка, ломка, свинчивание, расклеп, склеивание, отливка.
Да и простая работа специальными стамесками по дереву, когда под твоими руками формируется из куска нечто нужное и значимое - ковш, братина, ложка, наконец.
Когда впоследствии освоены были ручные и стационарные станки и инструменты, то опять-таки возник переход на новый уровень осознания власти над материальным миром.
Не просто изменение, а изменение точное, размерное, сложное.
Верхний предел, как мне кажется - плавка стали, ковка, сварка. В общем, все то, что реально дает максимальный вариант внесения изменения в материальные объекты. Ведь это прекрасно, когда под твоими руками два куска стали становятся одним. И принимают ту форму, которая тебе нужна.
Хотя я прекрасно понимаю, что и это еще не предел.
Создание из строго определенных кусков металла, пластика и полупроводника - функциональных устройств, мера сложности которых определяется уже не просто формой, а их долговременным самостоятельным влиянием на окружающую среду.
Спайка даже простейшего радиоприемника уже важный шаг к овладению магией пространства.
А создание (или даже простой ремонт) электротехнических механизмов повышает уровень воздействия на порядок.
Далее - сложные информационные технологии. Сначала - освоение станков с ЧПУ, которые режут, фрезеруют такие сложные модели, которые просто руками не особо и сделаешь.
Ну и - принтеры 3D. Как в металле, так и в пластике.
Ну, в металле я пока не освоил - дороговато для меня. А в пластике… это уже каждому школьнику под силу. Ну, который не совсем дурак.
Теперь столь сложные технологии становятся более доступными, чем, скажем, работа топором или стамеской.
Резюмирую.
Уровень развития Мастера зависит от качества освоения уровней воздействия на материальный мир. Потому, что материальное воздействие - всегда предтеча воздействия и духовного. Ну, никак без этого. Нафантазировать можно много. А вот реальность фантазирования определяется только тем, как ты смог изменить окружающий мир, какую реформацию ты смог создать именно на физическом уровне.
Так что тут напрашивается еще одно определение.
Магия - это умение изменять окружающую среду для оптимального существования человека и изменение человека для оптимальной адаптации к окружающему миру.