Творчество. Искусство. Продукт.

Jun 18, 2015 20:42

Где-то в своих закрытых дневниках я уже размышляла о понятиях "творчество" и "искусство". И периодически в разных контекстах бесед с разными людьми приходится возвращаться к этой теме. Значит, актуально, значит, напишу об этом здесь и буду рада, если кому пригодится как пища для размышлений. :)

Как человек творческий и одновременно связанный с искусством, я четко разделяю для себя понятие "творчество" и понятие "искусство".

В двух словах: "творчество" = "для себя", "искусство" = "для публики".

Творчество. Принцип творчества состоит вот в чем. Если я чего-то, чего бы мне хотелось видеть, не вижу в этом мире, я создаю для себя это и буду на это любоваться. Если я не слышу того, чего мне бы хотелось слушать, я сочиняю это для себя и буду это слушать и радоваться. Если ничто в этом мире сейчас не отражает моих эмоций, я создам нечто, во что вложу все свои нынешние эмоции и чувства, мне будет приятнее - легче или тяжелее - в любом случае я создам то, чего мне не хватало, и мне будет радостно от того, что мое творение просто есть.
Если мои творения кто-то увидит, услышит или иным образом воспримет, я не должен объяснять, что я имел в виду, создавая это, я не должен оправдываться, почему я создал так, а не иначе, я не буду переживать за восприятие моих творений. И совершенствоваться в данном направлении я отправлюсь лишь тогда, когда сочту, что неких знаний мне не хватает.

Искусство требует наличия формы, понятной некоему кругу лиц. Искусство требует наличия целевой аудитории, способной воспринять произведение. Искусство предполагает осознание необходимости соблюдения определенного стиля перед началом процесса созидания, либо в процессе редактирования произведения.
Если мое произведение кто-то настолько захотел приобрести, что я согласилась продать, это не сделалось продуктом, пока я не стала создавать на заказ аналогичное. И пусть я изо всех сил стараюсь созидать с любовью и вкладывать в это душу, это уже дело (хобби, бизнес - нужное подчеркнуть), а не творчество, и уже не искусство. Хотя исторически слово "искусство" означало "мастерство". Вот мастерица вяжет платки из цветной пряжи, изобретает узоры, но в рамках произведения под названием "платок", это искусство, пусть даже к ней со всей округи приезжают что-нибудь прикупить. Когда же эта мастерица перестанет изобретать новые узоры, а будет производить те, которые лучше покупают, того размера и расцветки, которые востребованы, это станет производством продукта.

Так появилось третье понятие - "продукт".

Продукт. 1. Продукт предполагает конвейерность при создании: взялся писать песни, пиши такие, чтобы соблюсти концепцию альбома, и непременно всем отвечай, в каком стиле твоя группа играет или какие стили вы смешали в своей музыке, хочешь стать художником - выбери течение, которому будешь следовать, и учись в этом стиле писать, изучай приемы и работы мастеров, отсутствие собственного узнаваемого стиля в любой сфере деятельности является недостатком. 2. Продукт предполагает некую навязчивость при предложении потенциальному потребителю: объявления, афиши, выставка-ярмарка и т.п.

Единый пример для трех понятий.
1. [творчество] Вот человек, под влиянием настроения и жизненных событий, нарисовал на холсте нечто, да не кистями, а пальцами наносил краску, да не отпечатки руки, а иным способом. Его все, кто случайно видел сохнущее полотно, вынуждали объяснять, что же это за изображение? Он вкратце говорил, что после такого-то путешествия было настроение такое-то, вот и нарисовалось, как хотите, так и интерпретируйте. 2. [искусство] Картину не спрятал, и все продолжали вопрошать. Мол, круто, давай тебя на выставку, но, понимаешь, тебя не примут, ибо не очевидна концепция. Нарисуй-ка в нижнем углу маленькую желтую собачку. И тот поддался на уговоры, да пририсовал. И стала эта картина главной темой выставки: все думали-гадали, что же эта собачка символизирует и почему желтая. О художнике заговорили. Хотят еще его работ. 3. [продукт] И стал он писать (и на заказ, и ко дню очередной выставки) чудные картины, где по-прежнему никому ничего не понятно, кроме маленькой желтой собачки, которая стала ключевым символом его художественной деятельности. Только настроение и жизненные события у него уже поменялись, поэтому душу он вкладывает в плетение из проволоки, но об этом еще никто не узнал, потому что тем, кто видел его за этим занятием, он ничего не объяснял.

на личном опыте, разбор понятий, моя методика, размышлизмы

Previous post Next post
Up