Несколько слов о казачьей лошади, методика исправления ошибок.

Jul 31, 2015 11:07



Мне достаточно часто приходилось вспоминать, одну фразу касательно казачьей лошади. "Казаки лошадей не
били", "казак на лошадь даже плохого слова не скажет". Все это как-то, резко контрастировало с колхозной реальностью, 70-80-х, годов прошлого века. Где лошадей заезжали крайне жеско и быстро. С повалами, переворотами на свечках, и с прочими неприятностями. Вопрос, где правда и что, эффективнее? Следовать старым адатам, или ориентироваться на колхозный новодел?
На самом деле ответ на этот вопрос есть. Казачья верховая езда, эта такой же стиль, верховой езды, как американский вестерн, или даже, как испанская школа верховой езды. Я уже приводил в прошлой публикации, пословицу что, "на чужом коне и со своим седлом не наскачешься", которая емко оворит о том какой была подготовка казачьей лошади. Казаки часто, умышленно, использовали такие методы и приемы подготовки лошади, которые не позволяли, другому человеку бепрепятственно сесть и ускакать на чужом коне. Это обсулавливалось основной задачей, в подготовке лошади. Подготовить, надежного, верного коня, на которого можно было положиться и при "полюваниях" т.е. длительной жизни в степи, когда казаки занимались облавными охотами и в бою и в быту. Скажем чтобы лошадь привязанную у шинка, не увел первый встречный.
Но основная задача подготовки лошади, состояла в подготовке боевого коня, способного к дальним переходам, и к стремительным набегам. Французы, впервые повстречавшие казаков, на поле боя, отмечали что, казак и его конь составляют одно целое. Заглянув в прошлое мы с вами вернемся в день сегодняшний. Насколько актуально в наше время говорить о казачьей верховой езде, как о самостоятельном виде верховой езды? Подготовка боевой лошади хотьи потеряла массовую актуальность, но не исчезла совсем. Существует конная полиция, существуют и наверное будут развиваться казачьи конные дружины. Второй аспект, этно-культурный. Казачья верховая езда есть один из столпов этнической культуры казаков. И в этом направлении тематика развития и поддержания казачьего конного, этно- спорта, выглядит как очень важная. Ведь исторический архетип казака, неразрывно связан с лошадью, с ней же связана историческая узнаваемость казачьего народа.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу подготовки лошади. Начнем с того, что казачья верховая езда, опирается на казачьи породы лошадей Т.е. не те породы, которые казаки испокон веков использовали в своих целях. К таким породам можно отнести в первую очередь, донскую породу и кабардинскую и карачаевские породы лошадей. Буденовскую лошадь, как производную от донской мы рассматривать не будем, поскольку она исторически не связна с традицией.
Чем, отличаются данные породы лошадей? В первую очередь норовом. Эти породы лошадей, наиболее близки к природе у них более развит инстинктивный аппарат нежели у спортивных лошадей. Потому работа с ними наиболее трудна, но те кто познал эти породы, говорят уже о "спортсменах", как о бездушных автоматах. И дончаки и кавказские лошади, получили еще одно название "однорукие". Т.е. эти лошади сильно привязываются к одному хозяину и очень плохо ведут себя при перепродаже. В зависимости от опыта всадника, взаимное привыкание может растянуться на месяцы и даже годы.
В прение годы, в русской кавалерии применяли палочную систему заездки, ( и людей тогда тоже воспитывали палками), в основе такой ситемы заездки, стояла задача как можно быстрее заездить лошадь и поставить её в строй. Если лошадь попадалась норовистая, то делалось это так, на лошадь наваливали два мешка с землей, перкинув трок через седло, и гоняли их до изнеможения. Потом на изможденную лошадь садидись и если на завтра, он продолжала сопротивляться то все начиналось заново. Подобная ссиистема заездки приводила к тому, что попав в полк, отъевшись и отойдя от шока, лошадь начинала бороться с человеком воспринимая его как, врага.



В старых черкасских семьях, где лошадь почитали, где не даже не ели хлеб, с поля распаханного лошадью, подход был иной. Лошадь покупали не когда, нужно было становить казака в строй, а брали либо из своего табуна, либо покупали двухлетку или третьяка, т.е. трехлетнюю лошадь. Будущий хозяин сам оповаживал, лошадь, сам водил её в степь на аракане, сам постепенно, приучал её под верх, сначала накидывая, попону, затем садяь охлюпом, а потом постепенно, лаской приучая к седлу. Это давало совсем другое качество, тандема "всадник - лошадь". Вот почему будущий красный казак Филипп Миронов, попав на Нижний Дон, понял, что он на самом деле не умеет ездить верхом.
Первая ошибка, которой почему то, гордятся, наши казаки, это ломание лошади при заездке, включая падение вместе с лошадью. На самом деле такая метода, дает самые печальные последствия. Ошибка заключается еще в том, что казачья верховая езда не возможна без своей лошади. Те "тренажеры", которые используются в джигитовке, не имеют никакого отношения к казачьей верховой езде. Это лошади, как правило с искалеченной психикой, нуждающиеся в перезаездке. Потому, то, что я пишу, касается тех кто имеет свою лошадь, а не ходит в прокат или использует клубных лошадей.



Зададимся вопросом, можнно ли восстановить доверие лошади, психика которой искалечена, неправильной работой в казачьем КСК? Да можно. Это вопрос, времени и умения. И тут мы должны вернуться к историческому опыту наших предков. Т.е. к работе в руках. Работа в руках, кажется простой, только для начинающих. Новичку кажется что, стоя на земле он избегает рисков, падения и.т.д. Да это отчасти верно. Но риски на земле куда выше! Можно получить жесткий удар ногой, лошадь может бросится на всадника! Было и такое в соседнем клубе, лошадь с искалеченной психикой набросилась на девочку, растоптала её и сломала зубами руку. Во взаимоотношениях с лошадью, только дурак расчитывает на силу. Зверь в пять- шесть центнеров весом, может сделать с вами все что, захочет не взираю на средста контроля. Потому начинать нужно с простых вещей. К примеру с прогулок в поводу. Хотя и тут бывали случаи когда лошади срывались и убегали. Самое сложное для всадника это завоевать доверие лошади. Нужно помнить, что казачьи породы лошадей, сравнимы с самими природными казаками. Чем сильнее на них давишь, тем сильнее они сопротивляются. Зачастую, такие сражения между всадником и лошадью, переходят в самоцель, в некие поединки, мол кто, сильнее. Но следует помнить, что лошадь по своей сути не хищник ине агрессор. И расслабить её добрым отношением вполне возможно. Второй аспект, казачьи породы лошадей не предназначены, для постоянного стойлового содержания. Для таких лошадей находиться в деннике 22 часа в сутки это перманентный стресс. И это тоже может быть одной из причин плохого поведения и отсутствия взаимопонимания со всадником. При потере контакта с лошадью, 80% работы должно быть перенесено на работу в руках.



При наичии прогресса, работа под седлом, прибавляется по 10% в неделю. Даже при достижении хороших результатов, отшагивание лошади в руках после работы в течении 20 - 30 мин, должно быть нормой. Всем известный Филлис, писал, что если лошадь захочет высадить всадника, то никто не усисдит в седле. Это так. Потому, всаднику, осваивающему казачью верховую езду, неплохо освоить быстрый соскок с седла, при любых объстоятельствах. Автору этих строк, один раз пришлось в ходе поездки в лесу попасть в осиный рой. Если бы не наработанный навык, соскока с седла ( а лошадь начала кружиться на месте как юла), то мне пришлось бы плохо. Потому при неадекватном поведении, лошади лучше спешиться соскоком и привести коня в чувство, нежели наслаждаться полетом из седла. То же самое можно делать если лошадь заупрямилась и не идет вперед. Нужно спешиться и провести её в поводу метров 50 или 100. Затем можно сесть и поехать.



Одним из важных моментов, работы с казачьей лошадью является выявление её положительных черт. Именно сопоставление положительных и отрицательных черт, ведет вас к дальнейшему выводу. К принятию либо выбраковке лошади. Особенно это актуально с кавказскими лошадьми, с которыми всадники бывает входят в такой клинч, что выводят лошадь к навозной куче и стреляют ей в голову. Действительно, ситуация с полным несовпадением характера всадника и лошади, могут встречаться. В таких случаях, нужно либо искать компромисс либо избавляться от лошади. Другой аспект. При проблемах, которые вы не можете решить, можно обратиться к специалистам. Если они могут, а вы нет,значит дело в вас. Не стоит забывать, что обучая лошадь, мы обучаемся сами. Опыт при работе с казачьими лошадьми бесценен. В нектором смысле он может быть использован и в работе со спортивными лошадьми. Особенно в части установления доверия. Доверие же в свою очередь основывается на лидерстве человека в тандеме, всадник - лошадь. Подобный подход может давать во истину великолепные реультаты.
Итак, что нужно сделать, чтобы восстановить доверие лошади?

1. Настройтесь на позитивный лад. Окружите себя позитивными вещами, смотрите позитивные конные фильмы и видео. Это мотивирует. Мне очень нравятся три фильма, первый это "Смелые люди", второй "Застава в горах", и третий американский фильм "Идальго". Все три фильма, о партнерских отношениях с конем.
2. Разберитесь, что не так. Почему испортились отношения.
3. Оставьте критику лошади. Лошадь это не мопед с ушами. Возможно за нежеланием сотрудничать, стоит что-то, вам не ведомое. К примеру, страх или проблемы со здоровьем.
4. Поменяйте стиль работы с лошадью. К примеру оставьте работу под седлом и рабоотайте на корде, на шамбоне и.т.д. Расслабьте лошадь.
5. Измените распорядок работы. Я к примеру замечал, что моя лошадь в 14 часов спит, и в это время работает не охотно.
6. Откажитесь от ругани, проклятий и негатива. Используйте метод кнута и пряника. За хорошее поощеряем, за плохое наказываем. Иногда есть смысл, не замечать негатива исходящего от лошади. Мой карачай, в период моих с ним "баталий", испльзовал целый арсенал борьбы сос мной. От укладывания на землю, до поддавания задом на галопе. Первоначально я всегда останавливался и наказывал его. Наказание, наказанием, а от работы получалось отлынивать. Впоследствии я изменил тактику и не стал отвечатьна его выпады. После нескольких раз они пропали.
7. Применяйте основной принцип подготовки лошади. Я его называю правила трех "П".
1. Посильность. Требования должны быть посильны возможностям лошади, как физическим, так и психологическим.
2. Последовательность. Всегда, добивайтесь своего. Но это не значит, что каждое занятие должно заканчиваться вашей победой. Иногда можно отступить, "шаг назад и два шага вперед".
3. Постоянство. Работайте по плану и постоянно не допускайте длительных перерывов. Для молодой лошади с который вы ищите контакт, оптимально работать каждый день в течении полугода.


Методика исправления ошибок при работе с, кабардинская порода.

Previous post Next post
Up