Приказом АБТУ Северо-Кавказского фронта от 24 июня 1942 г. 51-й ОДБП придали 17-му кавалерийскому корпусу, затем его еще несколько раз пере подчиняли и ставили различные боевые задачи: 12 июля 1942 г. дивизион передали 51-й армии. 22 июля 1942 г. он получил задачу поддержать 91 и 157-ю стрелковые дивизии в направлении на Батайск. [34] 24 июля 1942 г. (в этот день немцы захватили Ростов-на-Дону) 51-й ОДБП вновь был передан в подчинение 17-му кавалерийскому корпусу приказом авто-бронетанкового управления (АБТУ) Северо-Кавказского фронта. 27 июля 1942 г. дивизион в составе двух бронепоездов (8 орудий, до 30 пулеметов, зенитные установки) по приказу генерала Н. Я. Кириченко начал выдвижение на станцию Каяла для поддержки 15-й Донской кавалерийской дивизии, которая уже вела оборонительные бои на реке Кагальник. Но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост перед станцией, занять огневые позиции бронепоезда не смогли и отошли на станцию Степная. [27] 28 июля 1942 г. немцы атаковали станцию Степная, но при поддержке огня 51-го ОДБП совместно с казаками 33-го кавалерийского полка, атаку удалось отбить, при этом БЕПО уничтожили 5 автомашин и рассеяли до роты пехоты. На следующий день оба бронепоезда прикрывали отход наших частей. [34] 29 июля 1942 г. 17-й корпус в дополнение к уже двум имеющимися ОДБП получил в подчинение 53-й ОДБП под командованием майора С. М. Михелёва. Выдвинувшись из Каневской, бронепоезда не смогли продвинуться дальше. 30 июля 1942 г. 51-й дивизион получил приказ прикрыть огнем станцию Кущёвка, так как с 8.00 она уже обстреливалась артиллерией врага, а пехотные части вплотную подошли к станице. Командир 17-го кавалерийского корпуса генерал-майор Н. Я. Кириченко для обеспечения фланга обороны по реке Куго-Ея приказал: «дивизионную ШМК (школа младших командиров) 12кд, усилив артиллерией и пулеметами, выслать в Кущёвская (так в тексте. - Алесандр Дрига) для занятия обороны на северной и северо-восточной окраине. Школу поддерживает 51-й дивизион БЕПО. Командиром группы БЕПО и ШМК выслать в Кущёвская полковника Сланова (зам. командира 12кд)». Но уже к 13.00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным - на путях станции сосредоточились шесть бронепоездов - 16-го, 51-го и 53-го ОДБП. В результате все пути оказались занятыми, и составы лишились маневра. Лишь через несколько часов 16-й и 53-й дивизионы удалось вывести за пределы станции Кущёвка. Немецкая авиация пыталась нанести в это время бомбовый удар по станции, но зенитные орудия, установленные в районе железнодорожного моста и на территории нынешнего парка 30-летия Победы, отразили налет. Немецкие «Юнкерсы» в беспорядке сбросили бомбы перед станцией - следы воронок до сих пор хорошо просматриваются в районе железнодорожного моста. Два бронепоезда 51-го ОДБП до 18.00 находились на станции Кущёвка, но затем вынуждены были отходить к станции Кисляковка, так как железнодорожные части без согласования с капитаном Литвиненко стали взрывать железнодорожные пути. [27] 1 августа 1942 года создается группа из бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП под общим командованием майора Е. М. Михелёва. Группа своим огнем (16 орудий, более 30 пулеметов) поддерживала ночную атаку донских казаков 15-й дивизии на станицу Кущёвскую. Огонь пришлось вести на предельной дальности стрельбы, так как накануне взорванные пути не дали возможности занять огневую позицию вблизи Кущёвской. В этом ночном бою только 51-й ОДПБ израсходовал более 250 осколочно-фугасных снарядов, уничтожив при этом около сотни солдат противника и 15 машин с боеприпасами и военным имуществом. Благодаря поддержке бронепоездов немецкие войска были выбиты из станицы. Но удержать ее за собой донские казаки не смогли. Немцы подтянули дополнительные силы, в основном артиллерию, и снова овладели Кущёвской. Бронепоезда отошли к Кисляковской и разъезду Кавалерский. К вечеру 1 августа бронепоезда 53-го ОДБП ушли в Тихорецк на ремонт. В распоряжении командования 17-го кавалерийского корпуса остались два бронепоезда 51-го дивизиона. В последующие два дня 51-й дивизион бронепоездов поддерживал огнем своих орудий полки 13-й Кубанской и 15-й Донской кавалерийских дивизий. Бывший командир орудия 51-го ОДБП Ф.Ф. Власов о тех боях вспоминал: «Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налеты на скопления гитлеровской пехоты. Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанес в районе станции Кущёвская».[27] 2-3 августа 1942 г. 51-й дивизион также поддерживал огнем наши кавалерийские части, но из-за налетов немецкой авиации приходилось действовать в темное время суток, приняв необходимые меры по маскировке. [34] Майор П. Слесарев в газете «Красная Звезда» от 14 октября 1942 года описал бой 51-го дивизиона бронепоездов 2 августа 1942 года при поддержке конной атаки казаков 13-й Кубанской казачьей и атаки в пешем строю казаков 15-й Донской кавалерийских дивизий. «…Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей… Огневой налет был блестяще осуществлен группой бронепоездов во время боя в районе одной станицы. Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков… Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами. Накануне было решено, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налет. В то же время полевая артиллерия бьет по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку… В условленное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника открыли огонь. В короткий срок каждое орудие бронепоездов выпустило по 35-40 снарядов. Затем артиллерийская канонада сразу прекратилась, и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге этих совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесен огромный урон… Основная заслуга, безусловно, принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный артиллерийский огонь… Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице… Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами. После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель…».