Бронепоезда и кавалерия. Поддержка кавалерии в районе станицы Кущёвской.

Dec 25, 2023 11:14







Приказом АБТУ Северо-Кавказского фронта от 24 июня 1942 г. 51-й ОДБП придали 17-му кавалерийскому корпусу, затем его еще несколько раз пере подчиняли и ставили различные боевые задачи: 12 июля 1942 г. дивизион передали 51-й армии. 22 июля 1942 г. он получил задачу поддержать 91 и 157-ю стрелковые дивизии в направлении на Батайск. [34] 24 июля 1942 г. (в этот день немцы захватили Ростов-на-Дону) 51-й ОДБП вновь был передан в подчинение 17-му кавалерийскому корпусу приказом авто-бронетанкового управления (АБТУ) Северо-Кавказского фронта. 27 июля 1942 г. дивизион в составе двух бронепоездов (8 орудий, до 30 пулеметов, зенитные установки) по приказу генерала Н. Я. Кириченко начал выдвижение на станцию Каяла для поддержки 15-й Донской кавалерийской дивизии, которая уже вела оборонительные бои на реке Кагальник. Но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост перед станцией, занять огневые позиции бронепоезда не смогли и отошли на станцию Степная. [27] 28 июля 1942 г. немцы атаковали станцию Степная, но при поддержке огня 51-го ОДБП совместно с казаками 33-го кавалерийского полка, атаку удалось отбить, при этом БЕПО уничтожили 5 автомашин и рассеяли до роты пехоты. На следующий день оба бронепоезда прикрывали отход наших частей. [34] 29 июля 1942 г. 17-й корпус в дополнение к уже двум имеющимися ОДБП получил в подчинение 53-й ОДБП под командованием майора С. М. Михелёва. Выдвинувшись из Каневской, бронепоезда не смогли продвинуться дальше. 30 июля 1942 г. 51-й дивизион получил приказ прикрыть огнем станцию Кущёвка, так как с 8.00 она уже обстреливалась артиллерией врага, а пехотные части вплотную подошли к станице. Командир 17-го кавалерийского корпуса генерал-майор Н. Я. Кириченко для обеспечения фланга обороны по реке Куго-Ея приказал: «дивизионную ШМК (школа младших командиров) 12кд, усилив артиллерией и пулеметами, выслать в Кущёвская (так в тексте. - Алесандр Дрига) для занятия обороны на северной и северо-восточной окраине. Школу поддерживает 51-й дивизион БЕПО. Командиром группы БЕПО и ШМК выслать в Кущёвская полковника Сланова (зам. командира 12кд)». Но уже к 13.00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным - на путях станции сосредоточились шесть бронепоездов - 16-го, 51-го и 53-го ОДБП. В результате все пути оказались занятыми, и составы лишились маневра. Лишь через несколько часов 16-й и 53-й дивизионы удалось вывести за пределы станции Кущёвка. Немецкая авиация пыталась нанести в это время бомбовый удар по станции, но зенитные орудия, установленные в районе железнодорожного моста и на территории нынешнего парка 30-летия Победы, отразили налет. Немецкие «Юнкерсы» в беспорядке сбросили бомбы перед станцией - следы воронок до сих пор хорошо просматриваются в районе железнодорожного моста. Два бронепоезда 51-го ОДБП до 18.00 находились на станции Кущёвка, но затем вынуждены были отходить к станции Кисляковка, так как железнодорожные части без согласования с капитаном Литвиненко стали взрывать железнодорожные пути. [27] 1 августа 1942 года создается группа из бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП под общим командованием майора Е. М. Михелёва. Группа своим огнем (16 орудий, более 30 пулеметов) поддерживала ночную атаку донских казаков 15-й дивизии на станицу Кущёвскую. Огонь пришлось вести на предельной дальности стрельбы, так как накануне взорванные пути не дали возможности занять огневую позицию вблизи Кущёвской. В этом ночном бою только 51-й ОДПБ израсходовал более 250 осколочно-фугасных снарядов, уничтожив при этом около сотни солдат противника и 15 машин с боеприпасами и военным имуществом. Благодаря поддержке бронепоездов немецкие войска были выбиты из станицы. Но удержать ее за собой донские казаки не смогли. Немцы подтянули дополнительные силы, в основном артиллерию, и снова овладели Кущёвской. Бронепоезда отошли к Кисляковской и разъезду Кавалерский. К вечеру 1 августа бронепоезда 53-го ОДБП ушли в Тихорецк на ремонт. В распоряжении командования 17-го кавалерийского корпуса остались два бронепоезда 51-го дивизиона. В последующие два дня 51-й дивизион бронепоездов поддерживал огнем своих орудий полки 13-й Кубанской и 15-й Донской кавалерийских дивизий. Бывший командир орудия 51-го ОДБП Ф.Ф. Власов о тех боях вспоминал: «Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налеты на скопления гитлеровской пехоты. Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанес в районе станции Кущёвская».[27] 2-3 августа 1942 г. 51-й дивизион также поддерживал огнем наши кавалерийские части, но из-за налетов немецкой авиации приходилось действовать в темное время суток, приняв необходимые меры по маскировке. [34] Майор П. Слесарев в газете «Красная Звезда» от 14 октября 1942 года описал бой 51-го дивизиона бронепоездов 2 августа 1942 года при поддержке конной атаки казаков 13-й Кубанской казачьей и атаки в пешем строю казаков 15-й Донской кавалерийских дивизий. «…Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей… Огневой налет был блестяще осуществлен группой бронепоездов во время боя в районе одной станицы. Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков… Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами. Накануне было решено, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налет. В то же время полевая артиллерия бьет по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку… В условленное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника открыли огонь. В короткий срок каждое орудие бронепоездов выпустило по 35-40 снарядов. Затем артиллерийская канонада сразу прекратилась, и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге этих совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесен огромный урон… Основная заслуга, безусловно, принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный артиллерийский огонь… Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице… Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами. После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель…».

Казаки Кущёвская бронепоезда, Бронепоезда кавалерия, Бронепоезда Кущёвская, Кущёвская кавалерия, ВОВ кавалерия

Previous post Next post
Up