Из газеты "Советская Сибирь" за 29 июня 1936 года:
Впервые я был в Новосибирске в 1925 году. В те времена город только что начал залечивать свои раны от разрухи. С тех пор почти каждый год я бываю в Новосибирске. Город растет, как говорят, не по дням, а по часам. На том месте, где стоит центральная гостиница, фонтан и сквер, десять лет назад был центральный базар.
Одним из первых больших зданий, построенных в Новосибирске, был Дом Ленина. Это было, по существу, начало строительства большого города. Через десять лет город стал неузнаваем. Теперь в Новосибирске есть не только промышленные строения, не только первоклассные жилые здания, но и высшие учебные заведения, клубы. библиотеки, трамвай, скверы.
К сожалению, внешний облик города не всегда соответствует его внутренней культуре. Зачастую под крышами красивейших зданий царит бескультурье и непростительное невежество.
Рис. из газеты "Советская Сибирь" за 16 июля 1936 года.
Прежде всего Новосибирск не блещет вежливостью жителей. Вот стоит на углу Коммунистической и Красного проспекта милиционер, регулирующий уличное движение. Я спрашиваю его:
-Скажите, как попасть на ближайшую остановку трамвая?
Милиционер молчит. Я повторяю вопрос.
-У ЦК швейников, - грубо бубнит он.
-Как туда пройти ближе?
-Давайте, идите, идите, здесь вам не справочное бюро.
Зайдите в городской сад Там грубят, начиная от окошечек кассы и кончая зрительным залом эстрады.
Вы отдыхаете в центральном сквере. Перед вами проходит вереница гуляющих. Темнеет. Группа хулиганов в костюмах модного покроя начинает показывать свое лицо. Хулиганы пристают к женщинам, осыпают на ходу похабными анекдотами, оскорбляют прохожих. Напрасно вы будете искать блюстителей порядка. Их нет, в этом сквере они не дежурят.
Вам захочется поужинать. Идете, например, в ресторан Сибторга, что в гостинице Советов. Заказываете ужин. С вас полагается 13 рублей. Вы подаете официанту пятнадцать. Официант благодарит вас, но сдачу не возвращает. Вы уходите на глазах официанта, но он не напоминает вам о "забытой" сдаче.
На Красном проспекте поражает грязь и рытвины. Буквально шага не сделаешь, чтобы не встретить препятствия. Еще хуже на окраинах. В вечернюю пору надо быть героем, чтобы совершать там путешествие без приключений.
Пройдитесь по магазинам. Новосибирск за последние годы сделал значительный шаг вперед в торговом деле. Десятки прекраснейших магазинов, киосков, ларьков, лотков. Но культура торговли еще не высока. Неумение предложить, показать потребителю товар - общее явление. То, что бывает на витрине, не всегда бывает в магазине, и наоборот.
В универмаге получена новая партия дамской обуви. Спроса нет. Продавец полдня скучает. Но достаточно кому-либо купить пару обуви и вынести из магазина, как очередь: покупатели узнали о товаре.
В заключение о том, как уезжают из Новосибирска.
За отсутствием мест в гостинице я остановился у приятеля, на четвертом этаже в доме Союззолота. Пароход, на который я купил билеты, отходил через несколько минут. Я торопливо связал вещи и спустился вниз. Но у выхода меня остановил швейцар:
- Ваш пропуск? Без пропуска вы и щетки не вынесете отсюда.
Я трижды поднялся на четвертый этаж, но пропуска не добился: занятия давно кончились, и коменданта не было. Швейцар был неумолим. Я еще раз поднялся на четвертый этаж и сам себе написал пропуск: - "Немедленно пропустить".
Швейцар, не читая записки, открыл дверь.
- Давно бы так.
Я раскланялся и уехал.
Город, который завоевал симпатии не только сибиряков, но и всех тех, кто бывал в нем, должен быть безукоризненным во всех отношениях. Сюда едут рабочие и колхозники не только что-нибудь купить, но и поучиться, как хозяйничать, как строить культуру на селе.
Ф. Климов