Карты ЮФО-СКФО, часть 2: осетины

May 07, 2021 09:30


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Осетины идут седьмыми в двух округах после русских, чеченцев, аварцев, армяней, адыгов, даргинцев и кумыков. При этом это один из самых закоренелых народов Кавказа - за пределами республики живёт чуть больше 10%. Как это выглядит:



Как видно, Осетия практически монолитная, не считая Моздокского района. Везде в более светлых оттенках до Владикавказа живут с русскими, восточная половина Пригородного района занята оставшимися после конфликта ингушами и возвращенцами, юг Владикавказа населяют грузины в ряде подчинённых сёл. Что касается Моздока, то в нём осетины хоть в каком-то количестве представлены почти везде (в самом центре их 10%), в том числе это выходит за рамки района в Ставропольский край(1). При этом большинство составляют только в трёх сельских поселениях, причём в одном из них оно сильно ограниченное - 30% осетин, 20% русских и остальных по немногу. Очень условное большинству, но бывает и меньший процент.

При этом осетины там не проект советского наследия, который бы имел основания найти причину сохранения Моздока у осетин. Большинство осетинских сёл было основано там во второй половине 18-го - начале 20-го веков как моноосетинских. Сейчас же район и каждое село смешанные и пестрят очень многими народами.

За пределами Осетии видно присутствие в Лескенском районе Кабардино-Балкарии. Это Озрек(2), село, созданное переселенцами осетинами-мусульманами во время Кавказской войны. В том же районе достаточно ярким выделяется Верхний Лескен, которое в равной доле кабардино-осетинское. Совсем молодое (1948), связанное в связи с созданием деревообрабатывающего цеха на той территории. Привлекались ближайшие жители, потому село и смешанное.

Также видно сельское поселение в Карачаево-Черкессии(3) - также след Кавказской войны, но село также примерно пополам разделено с карачаево-балкарцами.

Последнее видное присутствие в сельском поселении Долиновка(4), в котором осетины составляют большинство. Вроде вопрос - довольно светлый оттенок, не ошибка? Нет, не ошибка:



Вообще, надо было мне за всю свою практику вести реестр подобных случаев, интересно, где самый маленький процент народа-большинства.



С владением языком у осетин нет проблем - только по переписи, где язык является третьестепенной вещью, владение составляет более 80%, по факту соответственно намного больше. Помню как впервые увидел текст на осетинском в немного изменённом стиле шрифта - из-за этого и типичного для их алфавита слияния а и е (ӕ) я подумал, что это вообще иная письменность, а нет. Какие только метаморфозы язык не прошёл. Даже существовала табличка с осетинским (ну, аланским) текстом греческой письменностью, датированная 10-ым веком (подробнее - Зеленчукская надпись). При этом советская реформа не очень здорово ударила по письменности, до этого был ещё ряд символов шёгреновской азбуки, которые ныне не используются.

В культурном отношении и развитии у осетин также проблем не наблюдается. Осетинское общество поделено на несколько неразрывных групп (не путать с тейпами), имеющих разное религиозное и географическое происхождение, но по крайней мере пока, глобализация по этому не ударила. Интересно, обладает ли общественное деление на политику? Не нашёл данных о том, каким обществам принадлежали главы республик, так что полагаю, что нет.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ЮФО-СКФО, Этнические карты, Россия, Осетины

Previous post Next post
Up