Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
Это последняя статья на 2024 год. В этом году я практически бесперебойно предоставлял на обзор результат своего труда каждую неделю (а иногда и чаще). В этот раз, я решил предоставить на обзор что-то особенное.
Карты по переписи 1926 года я начал делать ещё полтора года назад, начав с
Дагестана. Но те карты к общему циклу прямого отношения не имели, т. к. это были наиболее полные данные по сельсоветам, то время как большая часть остального выходила по волостям, районам и прочим единицам-аналогам, которые крупнее сельсоветов и в которые в свою очередь эти сельсоветы входили. Там я начал с
Казакской АССР, а затем пошёл с Дальнего Востока на запад.
Так вот то, что мы будем рассматривать сегодня, это тоже самое, что и в Дагестане - самая подробная этническая карта Уральской области. На самом деле, есть такие полные данные и по некоторым другим регионам, но обычно этого недостаточно, т. к. необходимы ещё и картографические данные, коих в документах переписи обычно нет. А многотомник, посвящённый Уральской области, является великолепным исключением.
Как мы помним, Уральская область на 1926 год - это большой регион, включающий в себя 16 округов, являющихся своеобразными мини-регионами. Те, в свою очередь, делились на районы и городские населённые пункты. Вспомним, как это было.
Конечно, карта довольно неподробная. Начиная от территорий нынешних ЯНАО и ХМАО, на которые приходилось на тот момент всего 5 районов и два города. Или присутствие татар и башкир близ Урала, сибирские татары в Тобольском и Тюменском округах. В зависимости от конкретного этноса, хочется увидеть более подробную карту отдельных районов. Но лучше увидеть конечно же всё. И это возможно.
Дисклеймер: пермяки, это нынешние коми-пермяки, остяки это ханты, зыряне - коми (коми-зыряне), вотяки - удмурты, казаки - казахи, самоеды - ненцы и самоедские этносы (в данном цикле это только ненцы), вогулы - манси. Так эти этносы назывались в переписи.
Этносов стало больше в два раза и в целом, мы получаем более-менее полную картину того, как действительно выглядела Уральская область. При рассмотрении отдельных этносов эта картина станет абсолютно полной. Из интересного, несколько поменялась и районная сетка. Так, здесь у нас присутствует Нагайбакский район. Вообще, он был образован в 1927 году, т. е. уже после переписи, но подробные данные переписи вышли ещё позже и их решили отображать в рамках сетки деления именно на тот момент.
Интересные моменты на этом не заканчиваются. Как я писал выше, по каждому округу была подробная карта с делением на сельсоветы, благодаря чему собственно всё и получилось. Но было исключение - Тобольский округ. Естественно, не отбрасывать же идею создать этнокарту области из-за проблем с одним округом. Что сделал я? Т. к. есть подробные данные о том, какие населённые пункты входили в каждый сельсовет, я наложил административную карту Тюменской области и округов и перестраивал её в соответствии с тем, куда те или иные сёла входили на тот момент. Собственно так появились те же этнокарты по Дагестану. Почти все сёла, бывшие на тот момент, либо существуют сегодня, либо есть данные об их расположении. Потому серьёзной погрешности от предполагаемого реального деления здесь не будет.
Другое дело всё то, что находится севернее Уватского района. Здесь речь идёт уже о больших площадях. Более того, тогда были зафиксированы буквально сотни населённых пунктов (постоянных и в виде кочевых местечек) где жили от пары человек до сотней остяков (хантов), вогулов (мансей) самоедов (ненцы и другие самоедские народы). Тут конечно отыскать все места и отстроить границы сложнее, но я сделал это приблизительно, визуально поделив территории на штатообразные единицы.
И на этом всё не закончилось. Хоть перепись и учла кочевое население, часть его учесть в моменте не получилось и оно было отнесено в отдельной графе. Проблема состояла в том, что здесь учёт шёл не только административно, но и кое-где географически. Например, данные по Берёзовскому району даны по сельсоветам, нет проблем. А вот Обдорский район имеет как сельсоветы, так и, например, "Гыдано-Тазовский подрайон", "Полуостров Ямал" и прочие. Тут пришлось несколько искривить перепись путём включения этого населения в существовавшие сельсоветы по принципу "эта территория находилась на двух сельсоветах - распределяем равными частями в них".
Том Тобольского округа вообще интересный. При том, что уже для казахов на тот момент было принято название казаки, которое затем трансформируется в казахи, так они фигурируют только в этом томе, а в остальных томах они назывались как несколько десятилетий раннее - киргизы. Также и наоборот в Тобольском округе по тому присутствуют черемисы, которые так-то уже давно назывались марийцами, в том числе и во всех остальных томах.
Ну а теперь больше о том, что мы видим, пойдём с севера на юг. Первое - это зауральские зыряне, которые присутствуют не только на севере рядом со своей автономией, но и в Тюменском округе, где они основали свои поселения ещё в 19 веке. Там же, мы видим между Тобольском и Тюменью сибирских татар, расселение которых довольно похоже на то, которое мы можем
увидеть сегодня. Также в Тобольском округе присутствует единственный сельсовет с чувашским большинством, но чуваши в области представлены конечно гораздо шире.
В находящихся по бокам Тавдинском и Ишимском округах мы хорошо видим белорусов, видим их распределение в Таборинском районе, где у них большинство. В Ишимском округе мы также видим объединённую мордву, которая помимо этого места имеет большинство в сельсовете Троицкого округа, а также украинцев, которые также представлены и там и там (причём, как видим, их расселение не соприкасается напрямую с расселением украинцев Кустанайского округа Казакской АССР, где у них было относительное большинство), но и в других округах, но преимущественно незначительным присутствием в паре мест.
У татар и башкир Челябинского округа мы видим практически ту же самую картину, что и сегодня. Татары продолжают значительно присутствовать и южнее, в Троицком округе, где помимо перечисленных раннее этносов, есть нагайбаки, расселение которых куда крепче сегодняшнего. Тут же находятся единственные два сельсовета с киргизским/казакским/казахским большинством, и эти сельсоветы с казаками находятся довольно далеко от Казакской АССР.
Башкиры Свердловского округа, которых мы не видим там сегодня, никуда не делись. Просто теперь это татары. Как и совсем недавно стали татарами жители Бардымского района Пермского края, а тогда Сарапульского округа, также считавшие тогда себя башкирами с татарским языком. Рядом присутствуют марийцы, как и сегодня, но также с меньшей представленностью.
Ну и пермяки, они же коми-пермяки, которые живут не только в пределах своего округа, но и южнее (и эта территория позже войдёт в состав их автономии и всё это будет существовать в таком виде до упразднения в 2000-ых), а также восточнее, где живёт их подгруппа коми-язьвинцы.
Ну и собственно всё. Теперь нас ждёт путь по рассмотрению расселения отдельных этносов. Но, есть последний нюанс, о котором я должен сказать - ошибки. Есть прямо чётко установленные ошибки, а именно:
- Казаево, Ергачский сельсовет, Кунгурский район, Кунгурский округ - все переписаны как русские, по факту татарское село. С базовыми переписными списками по району, в районе как раз недостаёт татар примерно на данную численность. Т. е., это ошибка именно в данных источниках.
- Ичкинское, Ичкинский сельсовет, Мехонский район, Шадринский округ - все переписаны как русские, по факту татарское село. Из данного села пошла такая этнографическая группа ичкинские татары, так что это также стопроцентная ошибка.
Теперь точно всё.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli и Вламимиру Любимцеву за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо