Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
Административная карта Дальневосточного края, для ориентирования.
У нас осталось целых 10 этносов Дальневосточного края, которые заслуживают нашего внимания. В
предыдущей статье я рассмотрел 4 самых крупных и 4 самых небольших, но достойных отображения. Остановимся теперь на данной большой середине.
Тунгусы, они же эвенки - пятый этнос края. Однако пятое место составляет в доле уже менее процента. Численность тунгусов на 1926 год здесь - более 13 тысяч (чуть более трети всех эвенков СССР). А ведь это это первый по численности коренной этнос региона.
Первое, на что можно обратить внимание - северное распространение. Тунгусы здесь есть не до Аяна, где к слову пару лет назад до переписи была провозглашена Тунгусская республика, а до Охотска и дальше, доходя до Камчатки. Очевидно, это связано с ошибочной оценкой располагавшихся на тот момент рядом эвенов.
На юге же этнос в небольших количествах простирался до северных рубежей Амурского округа. Также, значительная доля наблюдается в районах Сретенского округа, в том числе за счёт которых через пару лет был создан Витимо-Олёкминский национальный округ. Такой же округ был образован через пару месяцев и существовал как Эвенкийский национальный (позже - автономный) округ, который просуществовал не 8 лет, а до 2007 года.
Далее идут чукчи, которых было 11 тысяч. Всего же чукчей на тот момент было 12 тысяч, со временем территория Якутской АССР в восточном направлении была пересмотрена до того, что там осталось только одно чукотское село. Но в целом, тут особо нечего рассказывать. Тогда деление было для тех территорий очень масштабным. Однако, как я уже отмечал в титульной статье, якуты - единственный этнос, который доминировал в одном из округов Дальневосточного края - Камчатском округе.
Следующими у нас идут буряты, которых традиционно воспринимают сибирским этносом, но по делению края на тот момент, они попали и сюда. Их в крае всего 8,5 тысяч и это менее 4% от всех бурятов. Почти все из них расселены в Читинском округе. Самая большая доля расположена в Хилокском районе, 29%.
За бурятами идут поляки, которые ни в одной из единиц не представлены широко, поэтому минуя их, переходим к созвучным корякам. Коряков было на тот момент чуть более 7 тысяч. Не много, но они были вторым этносом Камчатского края, и если бы Камчатка и Чукотка были разделены, коряки были бы на Камчатке первым этносом. Коряки составляли абсолютное большинство в трёх районах, причём в каждом из них доля колебалась между 50 и 60 процентами, поэтому выделять тут что либо не вижу смысла.
Почти три сотни коряков проживало на севере Николаевского округа, что служит условным напоминанием, что до заселения этой территории и образования будущей Магаданской области, данный этнос располагался по обе стороны залива Шелихова.
За коряками следуют евреи и татары, которые также значительной доли нигде не имели. А вот за ними шли гольды, они же нанайцы, которых было чуть более 5 тысяч. В предыдущей статье (ссылка выше) я отмечал разделение нанайцев на гольдов и самогиров. И те и другие имели самую большую долю в Нижнетамбовском районе Николаевского округа. Но в случае гольдов, это менее половины от всего их этноса. Большая часть их проживала в плотно заселённом Некрасовском районе Хабаровского округа, потому и доля у них там небольшая.
Далее у нас следуют камчадалы, которых на тот момент было 4 тысячи. Камчадалы тогда - не нынешнее метисное население, выделенное у нас по переписи в отдельный этнос, а старое наименование ительменов. Камчадалы были главным этносом полуострова Камчатка до плотного заселения этих территорий русскими. Они имели относительное большинство в Усть-Камчатском районе, но т.к. со временем восток полуострова был относительно плотно заселён, основной территорией проживания остался только запад.
Выдержали они и остались в небольших количествах и на территории Магаданской области и южнее, где мы видим их и на 1926 год - почти пять сотен человек, что для них не мало.
Далее у нас идут гиляки, они же нивхи. Их было почти столько же - около 4 тысяч. Они также располагались по двум сторонам, но уже Сахалинского залива. Абсолютного большинства у них не было ни в одном из районов, однако относительное большинство в 30% позволило и им иметь свой район на Сахалине - Охинский район. Хотя так-то численность выше в два раза и доля выше в Рыбновском районе (для отличия, это тот, что ближе к Николаевскому округу).
Интересно, что несмотря ни на что, гиляки и сегодня имеют примерно равное численное расположение в регионе - половина на Сахалине, половина - вдоль реки Амур.
Следующими бы шли молдоване, но по той же причине мы их пропускаем. Почему же по ней же не пропущены китайцы? Тут важность заключается в некоторой сравнительной базе, которую я готовлю и о которой я упоминал раннее. Скоро всё станет понятно, а пока что - китайцев начитали 3,5 тысячи и это всё, что можно здесь отметить.
Минуя кипу ещё некоторых европейских этносов, мы наконец доходим до ламутов, они же эвены. Выше я уже говорил, что расчёт ламутов и тунгусов тогда имел определённые сложности из-за незавершённого процесса дифференциации этих этносов. Интересно, что проблема их отличия наблюдается и сегодня, но уже из-за схожести названия этносов и исходящей из этого путаницы в наименовании их женских представителей.
Исходя из вышеизложенного, сложно здесь что либо проанализировать, когда самой большой группой здесь становятся камчатские эвены. Всего же ламутов советская перепись здесь насчитала 1,3 тысячи.
Последние, кого мы рассмотрим здесь - эскимосы. Их тоже примерно 1,3 тысячи и проживают они там же, где и сегодня - на северо-востоке на Чукотском полуострове (не путать со всей Чукоткой, это лишь её вытянутая часть за заливом Креста).
Этносы численностью ниже уже не имеют ни в одном из районов столь существенного присутствия для их отображения. Но мы их назовём - удехе, они же удэгейцы, орочоны (собирательный, позже разделённый этнос на удэгейцев, орочей и тазов), чуванцы, негидальцы и орочи.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, Дмитрия Щербакова, Вдамимира Любимцева, kakomizli, De Osm и J J J за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо