Итак, в
основной статье я уже предоставил административное деление. Там было две вариации, одна на момент переписи 2010 г., где городские округа разделены на момент переписи 2002 г., и вторая, где городские округа представляют единое целое, не считая деление на административные районы, учтённые в переписных данных. Здесь версии также будет две.
Уже на перепись 2010 г. в административном делении было множество проблем для отображения, поскольку некоторые районы как будто случайным образом были преобразованы в городские округа. Безусловно, мотивация определённого рода была, но в большинстве случаев на мой взгляд она носила формальный характер, реальные причины другие и о них я попробую порассуждать позднее.
Итак, первая версия, как и в прошлом посте, не совсем правильная. Здесь отображены все единицы, но те, которые к 2022 году были преобразованы в муниципальные или городские округа - остались с делением, которое было до объединения. Скажем существовал район, было у него 12 сельских поселений в 2010 году. К 2017 году их осталось 8, а потом район преобразован в муниципальный округ, на карте он будет отображён ещё разделённым на 8 частей. Это интересно для анализа эволюции (или деградации, кому как комфортнее) административного деления. Выглядит данная версия вот так.
Конечно, в рамках такого масштаба изменения приходится разглядывать. Но если я скажу, что в Смоленской области сельских поселений за 12 лет стало в два раза меньше (!) сельских поселений, что также и численный рекорд (167), это станет заметно уже сразу. Также сильно в ЦФО пострадала Тульская область, число в которой и без того мало единиц - лишилась ещё более трети. В обратной ситуации СКФО, где изменений крайне мало, если же брать их вместе с ЮФО, то пятую часть делений лишилась Астраханская область остальное в рамках нормы. В СЗФО потерь много у Вологодской и, ожидаемо, Псковской областей, в ПФО у Мордовии и Пензенской области. Всё что восточнее, потеряло значительно меньше, на удивление.
Москву и Московскую область я при изучении во внимание не брал. У них хоть и есть прибавления и потери соответственно за счёт расширения Москвы, число территориальных единиц в целом не поменялось. Это будет актуально и для второй карты.
В это трудно было поверить, но есть и те субъекты, у которых количество единиц третьего уровня стало больше. В этом отношении лидером является Белгородская область и она также является долевым лидером - сельских поселений стало больше на 5 и общее число поселений увеличилось на 1,7%. Также больше стало на одно сельское поселение в Владимирской области и на один внутригородской район в Свердловской области в Екатеринбурге (образован из территорий других двух). Получила деления на внутригородские районы Кострома.
Бывали ситуации с ростом и падением. Так в Чечне сельских поселений стало меньше на 4, но было образовано одно. В Краснодарском крае исчезло одно сельское поселение, но число вышло в ноль за счёт особой федеральной территории - Сириус. В Татарстане упразднено 25 сельских поселений, но образовано одно городское - Иннополис. Татарстан же является в целом рекордсменом по числу сельских поселений что в случае с объединениями районов в ГО и МО, что без (в Татарстане такой практики просто не было) - 926 территориальных единиц, за ним идёт Башкирия. Меньше всего единиц у НАО, что не удивительно, но за ним идёт Сахалинская область, поскольку у неё уже к 2010 году все районы кроме одного были преобразованы в ГО - 20 и 21 единица соответственно.
Рекордсменом по потерям по округам является ЦФО - 514 единиц, антирекорд - СКФО, всего 4 единицы. На всю Россию упразднений набралось на 1555 единиц!
А вот по факту. Именно так выглядит административное деление России прямо сейчас. Продолжение упразднения сельских поселений и повальное образование множества городских и муниципальных округов. Целые субъекты потеряли все или абсолютно все районы (например, в Пермском крае остался только один, Пермский район).
Некоторые города даже поглотили прилегающие районы, вроде Саратов, а в Пермском крае ГО Березники вообще объединён с Усольским районом, где и так есть город Усолье, смещая тем самым малые центробежные силы. Планируются ряд похожих объединений, но это пока планы, данная карта отражает свершившиеся изменения. Раннее объединения единиц 2 уровня не бывало.
Таким образом, в ЦФО Белгородская область, в которой вроде и образовывались сельские поселения, потеряла в более 30% своих единиц, встав четвёртой по доле общего падения, после Смоленской, Тульской и Тверской областей. В СЗФО аутсайдером является Калининградская область, т.к. лишилась также внутрирайонного деления. В ПФО у Пермского края в итоге осталось лишь 20% всех единиц, но и это не предел, ведь в Удмуртии их осталось 11%, а в Чувашии 9% (!) и это рекордсменом по долевому падению. В УФО всех почти всего деления лишился ЯНАО, со своими 19 единицами он перегнал соседний НАО по минимальному количеству единиц. В СФО тоже самое произошло с Кемеровской областью, а в ДФО - с Магаданской, у неё осталось 9 единиц по собственно её бывшим районам и это самое минимальное число. ЮФО единственный округ, который трендом ГО и МО это не затронуло никоим образом, а вот в СКФО полностью лишился районного деления весь Ставропольский край.
Важно понимать две вещи. Первая - если район лишился своего деления, путём преобразования в ГО или МО, его деление равно единице. Т.е. если было, скажем, 14 сельских поселений, а теперь их нет, меньше итого стало на 13, ведь сама то территория стала единой, как будто единое сельское поселение. Иначе как будто в Магаданской области и ряде других территорий был бы просто ноль. Вторая вещь, имеющая отношение ко всем картам, - если скажем у какого-то субъекта указано 100 единиц, это не всегда значит, что вы увидите именно 100 кусочков, ведь есть анклавные территории, есть острова и многое другое. Третья вещь - в АТД внутригородские районы не считаются отдельными единицами третьего или какого либо уровня. Но т.к. в переписных данных города делятся, то делиться они будут и у меня.
Таким образом, ещё раз: рекордсмен по потере единиц по доле - Чувашия, минус 91%. По прибавке - Свердловская область, 1% за счёт внутригородского района. По числу потерь Чувашия держит дно вместе со Ставропольским краем - минус 271 единица ровно у обоих, по числу прироста - Дагестан, там образовано две единицы и не упразднено ничего.
По округам больше всего потерь у ПФО - 1551 единица, т.е. почти столько же, сколько было бы по России, если бы не было преобразований в МО и ГО. Наоборот ситуация лучше теперь не у СКФО, а ЮФО. Там не был образован ни один новый ГО или МО, потому число упразднений осталось прежним - 48 единиц. А вся Россия за 12 лет потеряла - внимание - 3930 единиц!
Для чего это делается? Ведь понятно же, что ситуация в Чувашии или Ставропольском крае не на столько плохая? Я думаю, что это совокупность управленческих решений, направленных на беззаботность местных органов. Единицы третьего уровня не просто так существуют, на них наложен ряд обязательств, связанных с их самообеспечением, нахождением базовых объектов инфраструктуры и т.д. Но есть проблема, логики в упразднении в этом ключе нет абсолютно. Т.е. ладно бы упраздняли территории, где просто нет достаточного количества населения, нет или типа нет средств на содержание больниц, школ или иных объектов. Но опять же, зачем упразднять в ряде субъектов вообще всё? Я думаю, это делается с заделом на будущее. Скажем, есть распоряжение, что в каждом сельском поселении должна быть школа и больница. Но вам как управленцу района не придётся об этом думать, если сельских поселений у вас не будет, а на районную больницу и школу денег всегда будет хватать. Как быть гражданам? Как и всегда. Но это моё оценочное суждение. В любом случае, прямой логике я не нашёл в этих «реформах» я не вижу.
В Телеграме, как и в прошлый раз, будут выложены изображения в оригинальном расширении. Плюс, там будет таблица с численными и долевыми изменениями. Вы сможете сами посмотреть изменения в каждом субъекте. Там же я оставил ряд комментариев для большего понимания.
П.с. это была достаточно масштабная работа, вобравшая много сил и времени. Вопрос о том, на каких картах будет отображаться этносостав по переписи 2022 на повестке дня не стоит. Во-первых - я не уверен, что эти данные мы увидим, достоверность их я и вовсе опускаю. Во вторых - уже в таком формате АТД это просто не имеет никакого смысла.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.
Спасибо