Региональные этноизменения, часть 6: Республика Саха (Якутия)

Mar 26, 2022 01:02


Захотелось рассмотреть ещё один пример этнических изменений. Но при этом, отойти подальше от юга, по которому и так уже разобрано два субъекта, но который так и просят далее (особенно Дагестан). В таком случае Якутия показалась мне хорошим вариантом. Тем более, что её этноизменения содержат куда больше подводных камней, чем кажется на первый взгляд.



Что на общем виде? В 2002 году русские составляли относительное большинство в Якутске и Батагае, которое перешло в абсолютное якутское в первом случае и в относительное - во втором. По логике вещей, подобные изменения должны были идти и дальше в пользу «титульного» народа и в ущерб малым народам, но тут уже всё наоборот. Эвенки прибавили именно на севере, южный ареал остался без изменений. Эвены также прибавили на севере. Южный ареал у эвенов есть, но он находится за пределами Якутии. Для остальных, как видно, без изменений.



Итак, русские. Русские имеют в Якутии долгую историю, но всё зависит от конкретных мест. Юго-восток они обжили несколько позже самих якутов, север и юго-запад - в рамках промышленного развития, ресурсодобычи и чиновничьего аппарата в 20 веке. До сих пор видны следы этих районных центров на севере и даже при потери их численного преимущества, они оттуда никуда не денутся.

Что вгрызается сильнее всего - исчезновение в ноль ряда мест, где в 2002 году русских было более 20%. Тут всё достаточно просто, там были населённые пункты, которые опустели. Ситуация похожа на то, что происходило с пригородом Воркуты в Коми. Например, село Эбелях в Анабарском районе. Там ещё в 2002 году жило под тысячу человек, из которых почти 7 сотен - русские. Село держалось на Анабарском горно-обогатительном комбинате. Но комбината не стало - и всё, население уехало туда, куда смогло. Тоже самое и в ряде мест Оймяконского района, но там опустение произошло не в момент, а постепенно, ещё в советское время русские составляли там более 80% населения района, сейчас менее 60%.

Что касается остальных мест, то там русские тоже скорее теряют преимущество, хотя и не везде, что видно невооружённым глазом. И речь идёт не только о росте в местах с суперабсолютным преимуществом, но и в небольших сёлах. Например в Иситском сельском поселении доля выросла с 59 до 64%. Таких примеров мало, но они есть. Есть ли в этом какая-либо закономерность? Сложно сказать. А ведь это самый лёгкий вопрос на повестке.



Якуты, растущие в численности и в общей доле по республике - растут не везде. Но с них пойдёт рассказ, связанный с большой каруселью. Где якуты упали? Ответ: на севере и юге, хоть и с исключениями. А кто с ними там живёт - северные народы. Если посмотреть на сельские поселения, где живут русские и якуты, то там всё же скорее растут вторые. А в других этнически разбавленных местах наоборот. Якуты бегут из севера? Эвенки и эвены обладают большим ассимиляционным потенциалом?

Дело в том, что в в межпереписной период были приняты ряд законов, дающих привилегии северным народам в их ведении хозяйства и ряде других сфер жизни. Влияние их заключается в том, что закон принимался по этническому принципу, а не географическому. Это привело к тому, что часть якутов просто переписала себя в эти народы. Есть ли прямые аргументы? Ну, они не прямые, но концепцию построят. Но т.к. она касается всех народов, я бы на ней остановился бы несколько позднее.



Как видно, долганы за пределы своего района практически не выходят, но при этом имеют колоссальный рост, который в среднем куда выше чем у остальных - вполовину, на 50%. Тут может сказываться фактор их родственности с якутами. Долганы подпадают под вышеупомянутые льготы, при этом их язык и происхождение максимально близки к якутам, из-за чего в Красноярском крае есть казус, в контексте которого при отделении в переписи долган и якутов, деревня Ессей, жители которой имеют элементы быта и хозяйства от тунгусов (что и являлось причиной отделения отделения долган, имеющих тюркско-тунгусское происхождение), но осталась якутской. Соответственно, уровень схожести позволил якутам без проблем переписаться долганами, тем более что они в Якутии живут вместе в деревнях, имеют родственные связи и т.д. Если считать их вместе, всё сойдётся, в 2002 году их было 2 тыс., в 2010 - 2,2 тыс. человек. Их я считал вместе в СФО и в ДФО. Ну... и здесь.



Собственно получилась якутская карта плюс Анабарский район, где доля якутоязычных подросла и на востоке, за счёт упомянутого опустевшего села Эбелях, и за счёт снижения доли эвенков. В других местах долгане никак не «помогли» перейти другим сельским поселениям в другую цветовую шкалу. Уж очень их там мало.



Что касается юкагир, для них мало что поменялось. Да, видно что их доли внезапно «кочуют» в разных сельских поселениях, что сложно объяснить, но что не делает большую аномалию, поскольку на тех территориях процент делают уже несколько человек. Это конечно не оправдывает подобные перескоки, но суть для юкагир реально не меняется, они живут в своём национальном сельском поселении, где их большинство, которое в процентах почти не изменилось и в смешанном якутско-эвено-юкагирском селении на севере, что разграничивает на юкагир на тундровых и колымских по географии и языковым особенностям. Переписывание якутов в юкагиры мне видится маловероятным, поскольку их рост в межпереписной период даже ниже, чем в 90-ые и советское время.



Тоже самое и с чукчами, то что их было свыше 5% в одном из сельских поселений на западнее - это всего 11 человек. Однако, куда и они делись, не понятно. Больше добавить совершенно нечего, в сельском поселении, где их относительное большинство, их доля также не поменялась, чего не скажешь о доле остальных. Просела опять же якутская и немного русская. Но на сколько действительно велик масштаб?



Краткий ответ - велик невероятно. Это видно на примере эвенков, которые растут почти везде. Но одно дело, когда рост выглядит вменяемым, другое, когда в Шологонском сельском поселении Оленёкского района 15% превращаются в 45%. Или ещё более нереальное - Югюлятское сельское поселение Вилюйского района, было 1,5%, стало 30%. Я стал искать. Югюлятское сельское поселение состоит из одного села - Кюбяинде (да, это совершенно в порядке вещей в Якутии, половина сельских поселений имеют отличное название от сёл, находящихся в их составе).

Первое предположение - село якутское, часть населения ради льгот переписало себя в эвенков. Но я стал читать историю села - корень то у него эвенкийский! Как это объяснить? Тунгусов ассимилировали якуты, но они к 2010 году переосмыслили своё самосознание? Или село в советское время пережило внутрирегиональные депортации, из-за чего этносостав поменялся, а между 2002 и 2010 годом население стало возвращаться домой? Это конечно всё бред, но суть от этого не меняется, ответа нет.



А что с эвенами? А там ситуация с одной стороны более стабильная, с другой - по своему безумная. Да, их доли также растут почти везде, тоже местами весьма радикально. Но как растут. Если у эвенков диаспора за Леной совсем небольшая (река горы и прочие природные ограничения как раз способствовали разделению эвенков и эвенов на разные этносы), то у эвенов ситуация такая, что они в Булунском районе парапроцентые доли превратили в десятки. Катарсис наступает в самом молодом районе России - Эвено-Бытантайском (образован в 1989 году), где якуты доминировали в двух из трёх сельских поселений в 2002 году, а в 2010 эвены скакнули в одном месте на 10%, в другом на 20% - как раз так, чтобы их стало больше в каждом. Хотя в одном из случаев всё дошло до большего безумия, в Нижне-Бытантайском сельском поселении эвенов и якутов поровну... но больше 50%, обоих. Как обычно, в таких случаях я отдаю пользу меньшинствам.

Что касается присутствия на эвенкийских территориях, здесь мне видеться ответ простым - переписные ошибки. Народы называются практически одинаково, привилегии у них одинаковые, внутренней миграции такого уровня нет, просто не подойдёт никакой иной аргумент, кроме ошибок. Эвенки-эвены - кто их разберёт? Причём, ситуация не ограничивается югом, и вот уже в 2010 году в Олекминском районе с нуля появляются эвенские пятипроцентники.

Ну хорошо, а что в совокупности?



А в совокупности тунгусо-маньчжуров, этот переписной ад вполне может соревноваться с реальностью с одной стороны, и та же неразбериха в Дагестане - с другой. В республике, где нет этнического напряжения, нет народов, живущих разительно лучше и наоборот, нет резких движений населения в результате войн или ядерных катастроф, этносостав на местах скачет во все стороны. Возникает резонный вопрос - как с этим быть? Кого сколько в реальности? Как определять? Взять языковую статистику - не получится. Да, тунгусы владеют по переписи якутским языком в раз лучше, чем своим. Но это не говорит о том, что в них переписанные якутоязычные - это по факту якуты, т.к. у всех северных народов идёт перенимание русского языка и забывание родного. Здесь и якутский язык является выгодоприобретателем, поскольку это единственная республика на Дальнем Востоке, где ещё и национальный язык плотно внедрён в систему образования.

Может тогда стоит отминусовать излишний рост этих народов? Тоже не получится. Эвены с переписи 1979 года растут в среднем на 40% в межпереписной период, эвенки - на 20-30%. Неужели действительно виной высокая рождаемость? Могла бы быть, если бы не были такие скачки, о которых я писал вышел. К тому же, даже если это допустить - смертность у этих народов также высокая.

Максимум что можно извлечь/притянуть так это следующее:

  1. Эвены на эвенкийской земле, как и эвенки на эвенской - вероятнее всего ошибки в той или иной величине. В таком случае, лучше смотреть на общую карту тунгусов, проводя границу между народами в голове. Это подметил не только я.
  2. Рост с малых чисел или вовсе с нуля на десятки процентов - вопрос льгот. Возникает вопрос, почему в одном месте это десятки процентов, а в других - вплоть до отсутствия изменений? Хочется надеяться, что это правда и она объясняется тем, что в тех местах это на столько выгодно и необходимо местному населению, что оно к этому прибегает чаще.
  3. Тунгусы определённо растут в числе и по факту. Это можно понять хотя бы по мононациональным сёлам, которые выросли в межпереписной период. Переписывание в тунгусов других этносов конечно же даёт ложное представление об их реальной численности, но это не достигло таких масштабов, что вымирающие народы вдруг стали расти - они росли на протяжении всех переписей с той или иной скоростью.
  4. Уже упомянутый язык - он не является элементом, с помощью которого можно провести разграничение. Тунгусы все знают свои языки плохо, просто в Якутии они знают лучше не только русский, но и якутский.
  5. Всё это как разворачивается легко обратно, так и закручивается дальше. Всему виной низкая степень самосознания тунгусов как этносов, им просто всё равно, вопрос принадлежности не встаёт у них вообще, поскольку советских потугов оказалось не достаточно для их культурного развития. Народ сознательнее тогда, когда у него есть театры, книги и кино. У якутов это худо-бедно развивается, у тунгусов что-то не развивается, а чего то нет вообще.
  6. Льготы не являются единственным стимулом и антистимулом в переменах самосознания. Кто-то мог сменить свою этническую сущность только лишь из-за льгот, а для кого то это был лишь «толчок к возвращению» Нельзя полностью утверждать, что даже там, где не было тунгусов в 2002 году, но они есть в 2010 - что их на самом деле там нет.
  7. Не смотря на то, что существенная доля льгот была принята в межпереписной период, определённые льготы были и раннее, и в советское время. Но толку от них было не много. К тому же, льготы распространены на территории всей страны на все КМНС, но рост наблюдается далеко не у всех. Якуты не «самые умные», чтоб быть единственным «народом-кормильцем» в контексте демографии.
  8. Перемена этнического происхождения в корыстных целях вовсе не означает, что это не сыграет эффект в будущем. Не все якуты обладают высоким самосознанием, и если придёт момент, когда надо будет указывать, кем ты себя считаешь в действительности, в случае поколенческой неизменности и отсутствия высокой планки самосознания, внук не будет думать, кем был его дед и так останется тем, кем стал его дед в результате подобных манипуляций.
  9. В целом все эти демографические и этнографические перебои к сожалению изучены крайне слабо. Мои поиски не помогли даже для самого себя определиться, что происходит как по факту, так и в головах тех людей, когда они вписывают ту или иную национальность в переписной лист.

Если всё же пересилиться и попытаться представить реальную картину, я бы смотрел на перепись 2002 года с акцентом на географическое расселение эвенков и эвенов. Этноизменения на 2010 год стоит представлять в уменьшенном виде, а там, где якутов было более 90% - не представлять никакой рост вообще. К чему это всё может привести - трудно сказать. Но будет забавно, если через несколько десятилетий у части эвенов, ареал которых представляет отдельные осколки деревень в разных частях республики, появится желание создать свой субъект и его создадут на результатах последней переписи, по которой их будет больше чем якутов, которые не успели бы опомниться и заявить, что это всё какая-то одна большая глупость. Это максимум, правду вам не способен рассказать никто.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо

Эвены, Этнические карты, 2002, Якутоязычные, Долганы, Тунгусо-маньчжуры, Россия, Якуты, Чукчи, Этноизменения, Якутия, Эвенки, Юкагиры, Русские

Previous post Next post
Up