Oct 04, 2008 22:35
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ О.И.Мотков
(Упрощенная модификация тестов Торренса и авторские задания)
Показатели креативности, используемые в методиках:
а/ продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок, идей и т.п.;
б/ гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);
в/ оригинальность - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов, например, ответ
встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 испытуемых.
Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу “Скрепки” - с 6 лет. Время выполнения заданий не ограничивается.
В конечном итоге самым важным является сам творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность и интересность для ребенка ( взрослого), а не уровень выполнения. Частое включение в процесс творческой игры развивает творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.
1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Инструкция: Напишите все возможные виды использования “ботинка”, причем могут быть и необычные виды применения.
Далее предлагается для ответов другой предмет, например, “кастрюля”.
Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).
Примерные уровни выполнения задания
Начиная с 9 лет
Уровень
Продуктивность
Гибкость
Оригинальность
Суммарный результат
Высокий
7
6
3
15 и более
Средний
5
4 - 5
2
10 - 14
Низкий
менее 5
менее 4
менее 2
менее 10
Для детей 7 - 8 лет
Высокий
5
4
2
11 и более
Средний
3
2
1
5 - 6
Низкий
менее 3
менее 2
менее 1
менее 5
Данные по “ботинку” и “кастрюле” усредняются.
2.НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ
Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных
картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.
Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.
Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.
3. РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ
Инструкция: Посмотрите на картинку ! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее
того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.
С 9 лет дети уже могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать его вслух. Это облегчает работу экспериментатора.
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - С 9 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 7-8 лет - более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.
Средний - С 9 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - 1-2 предложения, нет интересного сюжета.
Низкий - С 9 лет - 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - нет предложений.
Данные по обеим картинкам усредняются.
4. РЕШЕНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ПРОБЛЕМ
Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:
n все люди на Земле станут легкими, как пушинки?
n все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?
Оцениваются продуктивность и оригинальность ответов.
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.
Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения. нет оригинальности представлений.
Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения . Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.
Данные по обеим ситуациям усредняются.
5. ЗАДАНИЕ “ЧЕТЫРЕ СКРЕПКИ” (О.И.Мотков)
Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки.
Зарисовывайте условно длинными, “огуречными” овалами каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.
Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.
Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы,
каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.
7-8 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.
Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.
7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.
Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.
7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.
Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток уменьшаем всякий раз по каждому показателю на 2.
6. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ
Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение из слов “трактор”, “Луна”, “весло”. Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов “масло”, “фонарь” и “верблюд”. Также запишите его.
Далее экспериментатор просит составить маленький рассказ, в котором используются все
6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и записать его.
Для 7-8-леток - даются первый раз 2 слова (“машина”, “Луна”) и второй раз 2 слова (“масло” и “фонарь”). Затем предлагается составить рассказик с этими четырьмя словами.
Он конечно же, может включать и другие слова.
Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.
Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.
Примерные уровни выполнения задания
Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).
Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.
Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.
Анализ всех данных по 6 заданиям
Уровни , полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим образом:
Высокий в целом - в случае, если 3 или более заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.
Средний в целом - если сделано на высоком уровне - 0-2 задания, на среднем - 2-6 заданий и на низком - не более 3 заданий.
Низкий в целом - если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем -
не более 2 заданий, на низком - 4 и более заданий.
Приведенные в заданиях уровни имеют ориентировочный характер и не могут быть основой какого-либо “диагноза” об уровне развития творческих способностей. Многое зависит от текущего психического и физического состояния испытуемого, его сиюминутной направленности, особенностей характера (неуверенность, высокая тревожность, настороженность и скованность, забитость и задерганность авторитарными родителями и т.п.), силы желания участвовать в эксперименте. Только многократное участие клиента в выполнении сходных с предложенными заданий может дать надежные данные о развитии его творческих способностей при имеющемся характерологическом и эмоциональном индивидуальном статусе.
Диагностика креативности.