...
- Я вчера видела такой спектакль... такой... Я даже не знаю, как рассказать. Я ничего подобного никогда не видела. ... Это внуки Чаплина.
- Внуки Чаплина?!
- Это надо видеть. Не рассказать словами. Но это такое чудо, такое...
Подруга вернулась только что из Екатеринбурга.
Мы в театре. В антракте она рассказывает, что это внуки Чаплина, что циркачи и вообще что-то такое невообразимое - театр+цирк+... что-то еще...
В театре мы на премьере пошлейшей интерпретации Островского. Пришли, чтоб посмотреть на друга дочери (я во всяком случае точно поэтому), который здесь играет. Он блистал. Жаль, что впустую. Спектакль - такое совсем не бездарное, но определённо как сверхзадача циничное потакание публике, которая придёт в театр, например, оттянуться. Хотел бы ли этого Островский? Ну, чтоб именно на нём оттянулись? Вопрос риторический: «смерть автора», знаете ли. Так что вопрос снимается.
...
К нам подошла молодая женщина, в платье в пол с открытыми плечами - так надо в театр, да!
- Вы сейчас говорили про «Шёпот стен»?
- Да.
- Я сегодня возвращаюсь в Москву. Надеюсь, еще раз посмотреть.
- Я видела в Екатеринбурге.
- Правда, замечательно? Это так здорово, так... Потрясающе.
...
- А это кто из детей Чаплина? Какая линия? - это я со своими познаниями вклинилась.
- Это дочь Чаплина, она режиссер, а играют ее дети, т.е. уже внуки.
- Да? Я знаю, что одна из дочерей вышла замуж за... (Мориса Роне - я забыла фамилию актёра), ну того, что в «Колдунье» с Влади... она была намного его младше, у них где-то незадолго до его смерти родился сын. Неужели он? Как интересно!
Девушка подхватила:
- Да, я слышала, такой красавец актёр, лет на двадцать был старше дочери Чаплина.
[Мы были неправы: за Мориса Роне вышла замуж дочь Чаплина Джозефина, тоже актриса.
А это линия Виктории - младшей дочери Чаплина, которая вышла замуж за Жана-Батиста Тьерре, циркача. И они создали свой ни на что непохожий театр, а играют теперь уже их дети - Аурелия и Джеймс.
И т.д.
Я сейчас уже всё знаю, я про них здесь всё, что можно, собрала.]
- Значит, Вы тоже под таким же впечатлением! Потрясающий спектакль. Я его снова должна успеть увидеть. Я сегодня улетаю назад, в Москву.
...
На сцене буйствовала в танце в алом Гурмыжская.
...
- Какая славная девушка! Красивая, правда? Твоя знакомая?
- Нет! - это подруга, - я думала, что ты ее знаешь.
- ... Подошла, заговорила. Так просто и как будто мы знали друг друга давно. Давай найдём её! Познакомимся.
Девушку мы не нашли. Она сидела недалеко от нас, но когда я про неё вслух вспомнила, её уже на месте не было, ушла - может, на самолет спешила, а может, не выдержала «праздника души» (наш Островский).
Я-то «Шёпот стен» не смотрела!
Нашла здесь «Ораторию Аурелии» (2007 год) - запись спектакля или фильм-спектакль (был такой жанр).
Говорят, визуальный опыт культуры, которая демонстративно и принципиально визуальна, близок к исчерпанию - порог восприимчивости достигнут. Нас трудно вообще чем-то визуальным сегодня поразить.
А меня «Оратория» поразила.
Я с тех пор пересматриваю. Это что-то невероятное - даже в записи спектакля.
Отсылки? - Да, я могу тоже вслед за всеми критиками вспомнить Алису в стране Зазеркалья.
Но одно дело на словах рассказать или в мультике показать, другое дело - живые актеры, минимум средств, почти пустая сцена и ... невероятные в трехмерном пространстве абсурд как поэзия или поэзия абсурда.
У меня отсылки к Магритту, к невозможным фигурам и пространственным парадоксам Эшера даже и т.д.
До слёз почему-то прекрасен букет, который Аурелия ставит в вазу наоборот - цветами в воду - и бережно расправляет стебли, которые наружу.
А паровозик, который сквозь дом и камин у Магритта, а здесь сквозь тело героини?!
И как же это трогательно и прекрасно.
Нам никогда уже не быть детьми, даже если мы где-то там в душе дети, но это только память. И эта память даже у самого счастливого и самого несчастливого человека, должно быть, прекрасна и трагична.
А Аурелия, спускающаяся по шарфу или части занавеса откуда-то сверху? По невесомой и струящейся ткани!
А воздушный змей, который шагает по земле и тянет за собой летящую Аурелию?!
А ...
Я пересматриваю. Мне каждый день пока нужны эти визуальные образы. Роскошь-копилка образов Тьерре.
Режиссер спектакля - Виктория Тьерре-Чаплин.
Нашла и спектакли Джеймса-внука Чаплина. Здесь у меня целая программа впереди! Но это потом.
Пока у меня Аурелия.
Прочитала рецензии на спектакли этих потрясающих Тьерре.
Почему-то наших критиков всех как один мучает вопрос: правда ли, отдыхает природа на детях и внуках гения?
И все дружно, значит, сказали: да, отдыхает, потому что Чаплин гениальнее. А эти в лучшем случае таланты. И т.д.
Как глупо. Династия Тьерре отнимает немного от гениальности Чаплина?!
Гениальность количественно определить. Поспешить этих живых задвинуть в тень великого Чаплина.
Бить потомков гениальным предком - зачем?!
Гениальны ли дети и внуки - это время всё расставит по своим местам.
Пока же у меня изумление - как счастливо может быть продолжен гений в искусстве своими буквальными потомками.
И как это красиво!
Бесподобная Аурелия - дочь своих бесподобных родителей:
Click to view
А как всё же пишется - Тьерре или Тьере - кто как пишет. Наверное, всё-таки с двумя «р».