Продолжая тему заглавий…

Jul 08, 2007 23:52


 В конце концов книга сводится к заглавиям в перечнях, остается как название, до той поры, пока оно, название, не развернуто (раскодировано), т.е. пока книга не прочитана, не прочитан текст.

А если подойти с другой стороны? Возникает замысел, и это самое интересное, возникает название будущей книги, которую хотелось бы написать. Но дальше-то работа достаточно утомительная, не для каждого приносящая удовольствие, скорее, неудовольствие, потому что - муки творчества, всё не так, воплощенное, увы, может оказаться таким далеким от замысла. А на уровне замысла - ах, как прекрасна моя книга, которая будет (а, может, никогда не будет, но была возможна).

Борхес сделал жанром художественной прозы рецензии на несуществующие книги.

А Ролан Барт в книге «Ролан Барт о Ролане Барте» анонсировал свои ненаписанные книги, по-видимому, и иронизируя над собой, и, на самом деле что-то откладывая - может, не пришло время. И вот заглавия его возможных книг:

«История письма»

«История риторики»

«История этимологии»

«Новая стилистика»

«Эстетика текстуального удовольствия»

«Лингвистика ценности»

«Перечень любовных дискурсов»

«Художественная проза на сюжет о городском Робинзоне»

«Компендиум о мелкой буржуазии»

«Наша Франция» (почему я рад или не рад сегодня быть французом)

«Дневник Желания» (желание изо дня в день, в поле реальности)

«Фраза» (идеология и эротика Фразы)

«Художник-любитель» (записать, что происходит со мною, когда занимаюсь живописью)

«Лингвистика устрашения» (о Ценности, о войне смыслов)

«Тысяча фантазмов» (записывать не сны, а фантазмы)

«Этология интеллектуалов» (не менее важный предмет, чем повадки муравьев)

«Дискурс гомосексуализма» (или же «дискурсы гомосексуализма», или же «дискурс гомосексуализмов»)

«Энциклопедия еды» (диететика, история, экономика, география и особенно символика).

«Жизнь замечательных людей в одной книге» (прочесть много биографий и выбрать из них факты-биографемы)

«Сборник визуальных стереотипов»

«Книга/жизнь» (взять какую-нибудь классическую книгу и соотносить с нею все происходящее в жизни на протяжении года)

«Инциденты» (мини-тексты, хайку, засечки, заметки, смысловые эффекты, все то, что опадает подобно листве) - Ага! Выходит, что Барт читал Розанова!

И названия возможных книг могут зажить собственной жизнью. Их, кстати, может написать кто-то другой. Из списка Барта некоторые книги уже написаны, конечно, не так, как их написал Барт, но тем не менее.

Барт пишет, что он воображает, раскрашивает великую книгу, которую сейчас не способен написать, но возвещает о ее возможности (о приходе).

литература, розанов, приближение

Previous post Next post
Up