Пост № 34. Зэки. Часть 2. «Понятия»

Jul 18, 2012 05:46

[От издателя. Возможно, часть 1 была в не дошедшем письме: крайние письма приходили через одно.]

Решив пополнить собой ряды летописцев неволи, я чётко осознавал, что Солженицын, Шаламов, Лимонов - это титаны мысли и атланты слога, а потому добавить чего-то стоящего к уже сказанному ими вряд ли получится. Однако меня не оставляла тщеславная мыслишка о том, что ни один из вышеупомянутых авторов не представлялся румынским дипломатом на встрече с вооружёнными до ноздрей вождями туарегов, которые почему-то говорили между собой на суахили, а значит они были такими же вождями и туарегами, как я дипломатом. Кроме того, я сомневаюсь, что кто-то из упомянутой могучей кучки шарахался в параноидальном угаре от полицейских в транзитной зоне североафриканского аэропорта, отсчитывая минуты до отлёта, еле сдерживая адреналиновый смех и пытаясь при этом не дать остаткам здравомыслия утонуть в холодном поту страха. И уж совсем маловероятно, что многоуважаемые мужи, дефилируя на захваченном судне по центральной Атлантике и являясь лакомым кусочком для ослеплённых охотничьим азартом многих, нарушали радиомолчание, чтобы поделиться метеопрогнозом со страдающей от семибалльной волны канадской яхтой. Хотя Лимонов мог бы… В общем, рискну добавить пару штрихов к уже имеющемуся у вас представлению об уголовно-исполнительной системе (УИС).

Система поражает своей монументальной стабильностью. Меняются государственные строи, вожди, дензнаки, а зэкам как выдавали алюминиевые «кругали» (кружки) образца 1934 года, так знай себе и выдают. А это, я вам скажу, знак качества. Признак устоявшихся традиций, если хотите. Отметка зрелости. Подобной глубокой преемственностью и корнями в вечно меняющейся России может похвастаться ещё разве что фельдъегерская служба.

В представлении любого человека, хоть раз в жизни смотревшего канал НТВ, уголовный мир неразрывно связан с «понятиями». А всяк подросток в провинциальном моногородке моментально «обоснует» вам, что «братва живёт по понятиям». Какого тогда хрена, катаясь по тюрьмам и зонам уже без малого четвёртый год, я ни разу не столкнулся с теми самыми «понятиями»? Но профаном в этом вопросе я себя не считаю, ибо система дала мне шанс близко пообщаться с живыми носителями «понятийного комплекса» в лице генералов уходящей преступной эпохи - воров в законе. А вот по приезде в колонию я был ознакомлен администрацией с тем, что любые попытки поддержать традиционные «понятия» автоматически причисляют зэка к «группе осужденных отрицательной направленности», что влечёт за собой целый комплекс карательных мер, начиная от невозможности условно-досрочного освобождения и кончая водворением в СУС (барак со строгими условиями содержания). Так что же это за явление такое - «понятия»?

Понятийный комплекс был разработан ещё в первой половине 20-го века и предназначался для регулирования общественно-бытовых аспектов жизни осужденных в замкнутом коллективе. Ведь если пустить дела на самотёк, то самые наглые и сильные подомнут под себя весь коллектив и будут безнаказанно чинить беспредел. А «понятия» разрабатывались для того, чтобы не допускать подобных перекосов, и, судя по всему, внедряли их люди мудрые, ибо во многом «понятия» повторяют изложенное в священных писаниях. Суть очень проста: не ври, не воруй у своих, не пустословь, не обижай слабых, не будь несправедлив, не предавай, не наживайся на ближних, «уделяй» из своего имущества в пользу малообеспеченных. Кроме всего прочего, «понятия» запрещали рукоприкладство и адресное употребление матерных слов. Как видите - ничего неприемлемого и криминального.

До поры до времени «понятия» устраивали всех. Они пережили Сталина, Маленкова, Хрущёва, Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва. Ой, Михал Сергеич ещё жив. Ну значит, Горбачёва не пережили. Начало конца наступило в 90-х, когда в тюрьмы и на зоны начали массово «заезжать» те самые «братки», что гордо именовали себя бандитами и в представлении провинциальной молодёжи «жили по понятиям». Вообще «бандит» - это оскорбление для любого порядочного арестанта, ибо является синонимом «отморозка». Так вот у перекачанных «отморозков» из 90-х не было ни мозгов, ни малейших представлений о порядочности, а было неистребимое желание набить кишку любой ценой. Пока ублюдки попадали в камеры в меньшинстве, их успешно ставили на место и заставляли считаться с окружающими. Но поток животных нарастал, а с подачи какого-то борзописца «понятия» окрестили «воровскими», что сразу придало им негативный оттенок в глазах возмущённой общественности. И тогда руководство уголовно-исполнительной системы решило дать бой «жизни по понятиям». Для этого задействовали «братков», которым был дан полный карт-бланш. Слышали о «пресс-хатах»? Вот туда сажали команду спортсменов-бандитов, а к ним на обработку забрасывали тех, кто пытался «жить по понятиям». Кроме того, в зонах на все ключевые посты в активе (потом напишу, что это такое) тоже поставили упитанных «братков».

Весьма скоро восторжествовал беспредел, произвол и право грубой силы. Те лагеря и тюрьмы, где воцарился подобный «порядок», стали называться в зэковской среде «красными», а те места, где «жизнь по понятиям» ещё теплилась, - «чёрными». Ломка системы происходила во времена, когда у руля УИС стоял Калинин, и сопровождалась кровавыми бунтами, от чего отчасти и пошло название «красный». Я был в одном «красном» лагере. Рассадник лютой ненависти, унижений и беспредела. Над зоной иногда летали дальние бомбардировщики Ту-95, и мы мечтали, чтобы однажды они случайно отбомбились прямо по зоне и избавили нас от страданий.

Приход генерала Реймера на смену Калинину воспринялся зэками с обречённой отрешённостью - хуже уже быть просто не могло. Но Аллах услышал наши молитвы, и вместо дальнейшего ужесточения и «окраснения» системы новый директор сделал выбор в пользу европейского подхода. Так в дополнение к «красным» и «чёрным» лагерям появилась ещё одна градация - «режимные», в которых всё происходит так, как написано в уголовно-исполнительном кодексе (УИК). Я имею опыт пребывания в «режимном» лагере. До сих пор помню слова, которые написал в первом письме оттуда: «…никак не могу привыкнуть к тому, что люди вокруг меня улыбаются».

В России 366 лагерей, и в одночасье ситуацию не способен изменить ни один человек. Но если бы это зависело от меня, то я бы одним приказом закрыл все «красные» лагеря и предложил бы ВВС РФ и ВКС РФ отличные цели для отработки задач по уничтожению укрепрайонов противника.

Продолжение следует… возможно…

Ясность полная, видимость кристальная. Альфа

arctic sea, тюрьма, письма из неволи

Previous post Next post
Up