Наверное, приятно потешить свою душу в январе, читая
октябрьский пост и приговаривая “как в воду глядел!”. Неожиданный приход Николай Ускова и Ксении Соколовой в медиагруппу “ЖV!”, как ни странно, закономерен. Начинает вспучиваться политическое поле - и уже летят головёшки главных редакторов. А кто не поскользнулся - спешит под чьё-нибудь крыло. Правда, крыльев, под которыми можно поместиться, не так много.
Усков для GQ - как Бахтин для Esquire. Разумеется, и тот, и другой - талантливые редакторы, даже очень для российской журналистики. И переход Ускова (и приход вслед за ним в GQ Михаила Идова) кажется неплохим событием. Владимир Яковлев, предыдущий глава “Сноба”, хорош для старта любого проекта: он работает взамен кочегара. Но как только проект выходит на заданную мощность - Яковлев исчезает. Усков более опытный человек в журнальном деле, но никогда не заправлял целой медиагруппой (в которую, помимо “Сноба”, входит “Русский пионер”, F5 и кабельный канал “Живи”). И что он будет делать с остальным добром - пока неясно.
Смущает несколько деталей. Начнём с увольнения Яковлева. Подоплёка до конца не ясна: то ли он деньги из “Сноба” украл, то ли обиделся. Но если учесть, что увольнение произошло после выхода (или выкидыша) Михаила Прохорова из “Правого дела”, а он, недолго думая, пошёл в президенты, - уход Яковлева логичен.
История с “Коммерсантом” и нелепое предложение Прохорова его купить. Охи и ахи вокруг “Власти” на фоне всеобщей выборной нервозности выглядели позой (подписи, обвинения, обиженные и оскорбленные, разговор за закрытыми дверями, трепля при открытых дверях). Весь скандал вокруг злополучной фотографии выглядел так топорно, что верхом адекватности оказался Алишер Бурханович Усманов.
Переговоры ОНЭКСИМа с Натальей Синдеевой о покупке её медиаактивов. Как не вышло с “Коммерсантом”, так не получилось и с “Дождём”. Хотя Синдеева в твиттере
подтверждала “факт переговоров”, мы видим: и “БГ”, и Slon.ru остаются под её началом.
Ещё нюанс в копилочку: предложение Дмитрию Ольшанскому стать спичрайтером Прохорова. Странно, что такую новость
растрезвонили тут же, хотя Ольшанский моментально ответил:
“Это публичная деятельность. А мне сказать нечего. Совсем. Ну вот правда. Абсолютно нечего сказать, потому что это не мои взгляды, не мои праволиберальные ценности, не мое все остальное, и сделать из них профессиональный текст - я умею, а начинать их пропагандировать - ну, какое там. Я же про другое - я сам. А в этой истории надо не тексты редактировать, а выступать самому. Нет, это у меня не получится”.
Странный ходульный набор из трагикомичных ситуаций. И теперь - Николай Усков и Ксения Соколова. Цитировать этих лиц - одно загляденье:
“Сейчас пришло время создать мощный национальный конгломерат медиаресурсов. За последние 20 лет у нас всего-то появилось несколько по-настоящему успешных собственных медиапроектов - «Коммерсант», «Афиша», ну, может быть, еще РБК” (это
Н. У.).
“Не буду раньше времени раскрывать карты, но в долгосрочной перспективе хотелось бы создать медиаструктуру, которая сыграет в нашем времени и мире роль сродни той, которую сыграл в культурном пространстве ХХ века американский Condé Nast” (это
К. С.).
Ещё приплюсуем сюда совместный проект Ксении Соколовой и Михаила Прохорова
Made in Russia (что-то вроде поиска новых элит, полюбуйтесь заглохшим сайтом - любопытно). Получается плоть от плоти продолжение яковлевских исканий
Global Russians. А потом президентская кампания, Прохоров-премьер…
Но. Если уже с увольнения Яковлева всё не ладно, откуда такая уверенность, что при Ускове будет хорошо? И если Прохоров лично заверяет медиагруппу, что не станет вмешиваться в её дела, зачем ему “Коммерсант”? И куда Усков с Соколовой денут Николаевича? (что-то мне подсказывает: нынешний главред “Сноба” окажется лишним).
P. S. Выборы одним хороши у нас - от них в российских СМИ горячо, интересно.