Его родина - не барбершоп
В 2023-2024 годы три фильма на тему выпустил Клим Поплавский, сын телеведущей Яны Поплавской. Они развивают образ в иную сторону: здесь есть отчетливая попытка одного из «военкоров» стать фактически профессиональным военным, равным другим бойцам (а в чем-то и превосходящим их).
В фильме «Военкоры-2. Птичник и Оля-молодец» - две сюжетные линии. Одну воплощает Ольга Курлаева с НТВ, которая просто делает свою работу. Она постоянно находится в опасности, скучает по семье, говорит о тонкостях профессии, о том, как важно подчиняться приказам военных, а также ностальгирует о мирном времени. Под конец признается, что война - это не женское дело, хотя тут ей работать проще, чем «на гражданке», ведь и люди проще, и азарт будоражит. Для Поплавского этого достаточно, чтобы прямо в кадре фильма потребовать вручить ей орден Мужества, раз уж добровольно находится в таком страшном месте.
Иначе раскрывается «военкор» RT Андрей Филатов, которому в 2024 году Поплавский посвятил еще два фильма. Визуальный ряд в «Военкорах-2» создает образ некоей сумеречной зоны: разрушенные дома и бедные поселки, люди и техника, голые деревья и разбитые дороги; деревянный крест в тумане где-то в поле. И на этом фоне появляется он, «военкор» нового формата, максимально соответствующий образу настоящего солдата.
Филатов находится при 145-м отдельном штурмовом батальоне (командир с позывным «Белый»), где обучил своих «подопечных» управлять дронами-квадрокоптерами. По его же словам, еще в 2022-м, во время штурма Мариуполя, он выступал как разведчик для 810-й бригады, так как на левом берегу в первые две недели боев только у него был квадрокоптер. Более того, ему же принадлежит идея электротележки, позволяющей оперативно вытаскивать раненых или перевозить тяжелые вещи. В другом эпизоде «военкор» вообще случайно переезжает танковую мину на своем мотоцикле (зрителей убеждают, что сделал он это случайно, а не для кадра).
Оценивать Филатова доверяют сослуживцам по батальону: теперь уже не «военкор» рассказывает об их героизме, а наоборот, бойцы - о героизме Филатова. Сам он, конечно, скромен, заявляет, что только помогает «пацанам». Картинка - камуфляжная форма, съемка в разбитом доме, репортер RT, сидящей у какой-то стенки. Филатов никак не выделяется на фоне солдат, он один из них. И, конечно, воюет вместе с ними.
Например, обнаруживает для артиллерии цели или рассказывает, где украинцы установили цели ложные. Один из центральных сюжетов - вытаскивание бойца «Бати» с ранением в ногу. Поплавский заявляет, что «мы» его спасли. В другом сюжете сам Филатов вместе с бойцами попадает под обстрел. Причем съемка прилетевшего снаряда максимально замедляется, чтобы зритель мог его разглядеть и поверить, что вот в нескольких метрах от «военкора» пролетел конкретный снаряд, который нес угрозу жизни.
Фильм «Филатов. Несказанное» развивает этот образ. Немало внимания уделяется общественным сборам, которые организует протагонист, а военные на камеру признают: да, помощь с тыла им очень помогает и спасает жизни. Оказывается, еще в Мариуполе у Филатова при себе была граната, чтобы взорвать себя, дабы не попасть в плен. А во время боев он тогда совершенно случайно вскрыл в одном доме засаду «азовцев».
«Военкор» уже настолько вжился в роль бойца и отгородился от тлетворного тыла, что в ответ на вопрос о том, что такое Родина, отвечает: «Люди, за которых готов пойти. Если эти, ну кто там в тылу, не видят людей, за которых они готовы пойти на смерть, значит, у них родина - ближайший бар, барбершоп». Этот подход близок и режиссеру Поплавскому, который в одном из интервью про участников «голой вечеринки»
заявил:
«Пусть жизнь перемелет этот гумус. Они просто удобрение - удобрение нашего светлого будущего».
Со слов командира «Белого» о Филатове зритель узнает, что их жены вместе живут, дружат и воспитывают детей. Политическое, военное и семейное переплетаются настолько, что возникает странное ощущение: ладно, предположим, этим ребятам просто нравится воевать и убивать - но при чем тут Россия?
Террикон-114
Наивысшая героическая нота эпопеи звучит в фильме «Белый. Террикон-114» (также Клима Поплавского). В нем «Белый» и Филатов рассказывают, как брали важный террикон под Авдеевкой. По большей части в студии говорит журналист, в то время как непосредственно на документальных кадрах центральное место занимает командир.
Ключевым визуальным материалом выступают съемки с квадрокоптера (зрители прошлых серий знают, что тайным знанием об их использовании поделился сам Филатов), то есть конкретную боевую операцию зритель видит словно глазами самих ее участников. Добавкой служат кадры из расположения штаба батальона.
Не отрицая роли других российских частей, рассказчик основное внимание отводит батальону «Белого». Тут появляется классика жанра военных баек: взятие стратегически значимого объекта, считавшегося неприступным, приписывается небольшим дронам, которые делают то, с чем не справляется артиллерия. Бойцы называют этот штурм «Операцией обосрашка», так как одной ночью они заметили ходившего по-большому украинца, которого спугнули подсветкой. Тот прыгнул в замаскированный блиндаж, раскрыв его положение.
Успех русских обеспечен, по словам Филатова, удачными сбросами гранат и психологическим насилием. Кульминацией становится сброс гранаты в блиндаж с горючим. «И когда они вот так вот горели, ну мы просто понимали, что на тот момент… что а) им п…ц и б) их сотоварищи, увидев вот это вот всё, долго не выдержат, потому что эти, скорее всего, кричали, орали, просили там на помощь, а это психологически ломает побратимов… Мы взяли террикон без потерь», - радостно рассказывает «военкор». Эти слова звучат на фоне кадров, где зритель видит огонь и валяющиеся тела украинцев. Их блюрят меньше, нежели сигареты постоянно курящих русских солдат.
Кадр из фильма Клима Поплавского «Белый. Террикон-114». Источник:
dnr-news.ru Следом идет другой кадр: человек лежит, на него сбрасывается граната, он пытается отбить ее ногой, взрыв, дым рассеивается, но он убегает в блиндаж. После чего на оставшихся устраивалась охота: слезоточивый газ - граната, слезоточивый газ - граната. По словам Филатова, сломав психику и заставив ряд бойцов бежать, их батальон занял террикон, а затем отразил ответный штурм превосходящего противника.
Собственно, весь рассказ о боевой операции выстроен по модели компьютерной игры, где улюлюкающие русские солдаты, следящие с квадрокоптера за противником, гоняют солдат туда-сюда, постепенно убивая по одному.