Кто такие «военкоры»? Ч. 1. Девять документальных фильмов Russia Today о пропагандистах на фронте

Oct 08, 2024 17:53



Военные корреспонденты - старая и уважаемая часть журналистской работы. В России они появились почти 140 лет назад. Но в ходе войны против Украины впервые в истории РФ (а возможно, и мира) «военкоры» в кавычках стали не просто освещать боевые действия, пусть и с пропагандистскими целями, - но и активно, зримо и гласно участвовать в них. Таков посыл пропагандистского телеканала Russia Today, который с конца 2022 года посвятил «военкорам» серию из девяти документальных фильмов.

Специально для «Новой газеты Европа» Константин Пахалюк посмотрел эти фильмы и обнаружил в них эволюцию образа новых героев, которые не просто становятся похожими на обычных фронтовиков, а даже начинают их превосходить.
____

В узком смысле под «военкорами» стоит понимать сотрудников официальных изданий, работающих в зоне боевых действий. Однако сообщество Z-милитаристов в телеграме решило приватизировать этот термин. Там мы найдем и обычных тыловых блогеров (типа Юрия Подоляки), и «официальных военкоров» с личностно окрашенными каналами (например, Александра Сладкова из ВГТРК), и авторов информационных проектов (как Семена Пегова и WarGonzo), и множество владельцев каналов отдельных подразделений, волонтеров и других людей, которые так или иначе бывают вблизи фронта и берут на себя функцию эдаких «народных журналистов».

О «военкорах» впервые заговорили летом 2022 года, когда на Санкт-Петербургском экономическом форуме корреспонденты ВГТРК Евгений Поддубный и Александр Сладков рассказали президенту о не самом лучшем положении на фронте. Осенью телеграм-«военкоры» выставляли себя гласом воюющего народа, активно критиковали провалы Минобороны, а оно, в свою очередь, даже пыталось запретить их. Со временем многие поутихли и в разной степени встроились в официальные структуры, но «вагнеровская сетка» (прежде всего GreyZone) оставалась резкой. Правда, после провального мятежа Пригожина и их активность поубавилась.

Сегодня, оставаясь в политическом смысле демонстративно лояльными, «военкоры» - и официальные, и телеграмные - претендуют на то, чтобы служить выразителями истинных настроений армии. Неудивительно, что с некоторыми из них новый военный министр Сергей Белоусов провел уже три закрытые встречи (на конец сентября 2024-го).
_______

Военкор и армия едины

Фильм «Военкоры» (конец 2022 года, режиссеры - Артем Сомов, Руслан Гусаров и Антон Мещеряков) вышел на фоне скандала вокруг якобы излишней критичности ряда «военкоров» в адрес Минобороны. В нем показывается идеальный образ фронтового журналиста: он находится прямо на линии соприкосновения, помогает армии и следит за тем, чтобы не мешаться под ногами, он отважен и скромен. И главное - он проводник правды о войне, которая «обретается» в диалоге с солдатами и мирными жителями. «Быть тут», около фронта, - синоним обладания истиной. А потому образ самих «военкоров» неотделим от тех, о ком они говорят.

Основными персонажами выступают в основном государственные пропагандисты: Евгений Поддубный из ВГТРК, Мурат Гадзиев из самой RT, а также Георгий Медведев из сетки пропагандистов Донбасса. Исключением стал Павел Кукушкин: бывший ресторатор, который весной 2022 года запустил телеграм-канал «Ты там был?», а затем начал сотрудничать с «Первым каналом».

Отличительные добродетели «военкоров» - смелость и личное мужество - конструируются на пересечении ряда образов.

Во-первых, некоторое пренебрежение к опасности и одновременно демонстрация рационализма и осторожности. Так, Поддубный постоянно повторяет «обстановка по кайфу», в том числе когда слышит, что ехать нужно туда, где ВСУ работают из HIMARS. В другом эпизоде он сам признает, что если понимать обстановку, то на фронте даже менее опасно, нежели на дорогах Москвы.



Евгений Поддубный на встрече с Владимиром Путиным, 13 июня 2023 года. Фото: Kremlin

Во-вторых, постоянное подчеркивание, что украинцы охотятся за «военкорами». Например, Медведев рассказывает, что за него обещали десять тысяч долларов. Кукушкин, упоминая о прицельной охоте, повествует, как он выезжал из одной гостиницы, а вскоре в этом районе начался обстрел.

Авторы фильма знают как о противоречивом отношении к журналистам со стороны военных, так и об обвинениях, что они отсиживаются в ближайшем тылу, получая готовые данные. Примерно в середине фильма появляется следующий эпизод: некий командир начинает кричать на «военкоров», снимающих вертолеты и личный состав. «Тут люди с вами разговаривают, мы тут тоже не просто так, - осаждает его Поддубный. И далее комментирует: - Нет никаких зеленых фонарей, никто мне соломку не подстилает. Многие на тебя смотрят с недоверием, потому что не очень у нас журналистам доверяют в целом». Дальнейший монолог развивается по накатанной дорожке «боевого братства»: никто тебя изначально не узнает и не признает - надо «хлебнуть землицы» с ребятами, чтобы тебя уважали. А зритель это уже знает, ведь ранее ему показали, как бойцы СОБРа бегут фотографироваться с Поддубным, увидев его на улицах какого-то оккупированного городка.

Отсюда и основная смысловая линия: постоянная демонстрация того, что военкоры находятся с бойцами, прямо на линии фронта. Это передается, например, через рассказы о тяжелом полевом быте, когда приходится ночевать прямо на открытой местности, поставив машины в круг. Или о роли помощников, когда «военкоры» покупают знакомым командирам нужные вещи.

Несколько сюжетов посвящены тому, как они выезжают вслед за бойцами почти что на линию соприкосновения, снимают, как те ведут огонь с артиллерийских или минометных позиций, а затем вместе с солдатами уезжают, чтобы не попасть под ответные прилеты. В одном из таких сюжетов Мурат Гадзиев демонстрирует стрельбу ракетами типа «ГРАД» из установки «Партизан»: установка производит один выстрел, но этот залп показан семь раз с разных ракурсов.

Солдаты, «военкор» и стреляющее оружие - всё смешивается, создавая образ тотального единства.

Павел Кукушкин доверяет зрителю другой эпизод, также подкрепленный видеокадрами. Однажды он с бойцами донецкой интербригады «Пятнашка» выходил в занятые окопы, однако, по его словам, боец с позывным «Горец» обогнал его, и «получилось так, что он оказался там, где обычно я стою». В итоге боец подорвался на мине, что попало на камеру. Следующие кадры - он на каталке, с модной прической, но без ступни. А затем он лежит на кровати в палате и спокойно рассказывает, как у него продолжаются фантомные боли. Товарищи встречаются в его палате и поднимают тост за внуков. Только в этот момент оператор перехватывает отчасти растерянный, отчасти грустный взгляд бойца. «Возможно, если бы меня не было, этого не произошло», - сокрушаясь, завершает сам Кукушкин, пытаясь «искренним признанием» убедить зрителя в «противоречивой» сущности войны.

Еще один эпизод соучастия - вынос раненых. Вот перед нами полураздетый раненый солдат, которого срочно кладут на сетку-носилки. Вот камера крупным планом показывает его желтушное окровавленное тело. Звучит выстрел, прилет - люди рассыпаются по сторонам, опять собираются и бегут, вынося товарища. «Военкоры» помогают и одновременно снимают происходящее.



Кадр из фильма «Военкоры», 2022 год. Источник: фестиваль документального кино «Россия» / Министерство культуры РФ

Пиратская вольная жизнь

«Военкоры» доказывают зрителю, что на войне невозможна объективность, а потому они не просто освещают происходящее, а участвуют в нем.

Гадзиев заявляет: «В этой войне крайне сложно сохранять нейтралитет… Для человека, который любит свою родину, он невозможен». Поддубный громко рассуждает о необходимости новых стандартов журналистики и приписывает себе и коллегам чуть ли не ключевую роль на протяжении всех пресловутых восьми лет: «Если бы не военкоры, у киевского режима еще в 2015 году получилось то, что они задумали». Поскольку они не только информируют публику, но и «подсказывают людям, принимающим решения».

Естественно, следом все пытаются отстранить собственный милитаризм. Так, в конце Гадзиев на голубом глазу заявляет, что ненавидит войну как таковую, хотя в самом начале говорил: «Почему-то на войне мне естественнее всего. Ну вот это мое. Это не для всех». Действительно, странно для человека, по его же словам, окончившего частную школу в Великобритании и работавшего долгое время в финансовой сфере.

В другом эпизоде выдергивают одного из операторов ВГТРК, который подробно рассказывает об эмоциональном выгорании при возвращении домой, о чувстве, что ты лишний: «Всё просто… Черное и белое. Есть друзья. Есть враги. Вот. Товарищество. Братство. Соответственно, эта пиратская вольная жизнь обратно тянет».

Для Поддубного военкорство - это выбор: «Человек хочет самореализоваться. Человек для себя определяет приоритеты». И самое важное: отгораживаться и пропускать сквозь эту стену человеческое, эмоции, друзей. По его утверждению: «Когда наша страна воет, нельзя оставаться в стороне… Я ту сторону воспринимаю исключительно как противника. Я репортер воюющей своей страны», но собственно «СВО» для него имеет особую роль: ведь он родом из Белгорода, и во многих местах, где идут боевые действия, он бывал еще в детстве. «Это всё мое, родное», - резюмирует «военкор», не замечая разницы между личным и политическим, милитаризмом и ностальгией.

Ни «военкоры», ни их герои никак не отвечают на вопрос: а зачем нужна эта война? Но явно пытаются подсказать зрителю ответ.

Кукушкин, например, рассуждает о том, что надо понять «размер трагедии», или показывает солдат из «Пятнашки», готовых воевать за своего командира. В начале фильма демонстрируют некую Катю «с Москвы», по ее словам, она была «типа художником», а теперь вот примеряет на фронте бронежилет. Ее мотив прост: в Москве зажравшиеся люди не хотят видеть войны, страдания людей, а она очень многое не может простить украинцам, например, убитую подругу, ребят, погибших в 2014-2015 годы.

Личная месть, самореализация, чувство некоего «высшего долга» - мотивация не выходит за эти рамки.
Сенсей-военкор

Образ «военкора» как «лучшего друга армии» развивается в следующем документальном фильме конца 2022-го. Здесь сотрудники «Комсомольской правды» Александр Коц и Дмитрий Стешин выступают в качестве отчасти уже умудренных ветеранов, а отчасти и аналитиков («Спецоперация России на Украине глазами военкоров КП» авторства Александра Лябина и Дарьи Ивашкиной). Такое право дают им восемь месяцев пребывания на фронте. Оба протагониста к лету 2023 года оформили собственные «исторические нарративы» в виде отдельных книг.

Спецоперация России на Украине глазами военкоров «КП»

Они рассказывают о неожиданно тяжелых боях. О первых пленных, как те якобы врали, что работали на технических должностях и что сами против войны, а на самом деле это оказался жестокий враг. Нотки сожаления о первоначальной мягкотелости проглядывают в интонациях Коца. Он же повторяет, что накануне 24 февраля Украина наступала на Северский Донец, и это могло быть началом крупного наступления, которое и предотвратила Россия (это неправда). Но главная мысль проста: вопреки изначальным заверениям, война - это надолго. Коц признает, что еще полного понимания происходящего у страны нет, но оно растет, так как «не осталось ни одной семьи, у которой либо родственник, либо знакомый не уехал воевать либо в качестве добровольца, либо в качестве мобилизованного». Что ж, с тем, что всю страну окунули в войну, нельзя не согласиться.

Следующий фильм «Путь военкора» (2023 год, режиссер Вячеслав Гусь) рассказывает о журналистах центральных и региональных изданий, ездящих во фронтовые командировки. Он закрепляет образ «военкора» как профессионального помощника армии. С одной стороны, это серия рассказов региональных «журналистов» об опыте нахождения на фронте, с другой - реклама соответствующих курсов частного университета «Синергия» для корреспондентов, отправляемых «за ленточку».

Фильм насыщен банальностями. Надо хорошо снаряжаться, всё разузнать заранее о месте командировки, прикупить правильную экипировку, не бывать в одном месте постоянно, пройти курсы медпомощи, нужны аптечки, камуфлированные бронежилеты, постоянно думать о том, что пишешь, чтобы лишний раз не навредить армии. Конечно, в поле зрения попадают и психологические сложности, возникающие при возвращении, когда падает адреналин.



Показ фильма «Путь военкора» в филиале МГУ в Ереване, 12 марта 2024 года. Фото: МГУ имени М. В. Ломоносов

Фронтовые впечатления также не выходят за пределы того, что нам и так хорошо известно. На войне страшно: «Не самые приятные ощущения, когда ты уткнулся лицом в землю и просто молишь Бога о том, чтобы тебя это пронесло» (Олег Магодеев с НТВ). Страх надо преодолевать, а порою он может быть полезным: «Есть какой-то адекватный страх, которые скажет тебе: дружочек, туда опасно ходить, не надо. Другая часть скажет: но я хочу хороший репортаж, я хочу эксклюзив, я хочу показать страдания людей, в этом страх может помочь сделать правильный выбор» (Мария Финошина из Russia Today). Максим Фадеев из RealDoc вообще хвалится полученным ранением: «Я имею опыт ранения, так сказать, легкого, когда во время съемки, во время работы нашего танка в него прилетел ПТУР, не в него, а рядом, осколки полетели»

Собственно, здесь журналисты с центральных каналов или из региональной сетки ВГТРК оказываются уже не просто соучастниками войны, но и учителями нового поколения, которому только предстоит идти на фронт.

Источник: https://novayagazeta.eu/articles/2024/10/04/kto-takie-voenkory

агрессия России, российско-украинская война

Previous post Next post
Up