Искусство будущего

Jul 18, 2010 18:45


Вчера ходил смотреть на выставку песчаных скульптур на пляже Петропавловской крепости. Очень впечатлило.

Вид скульптур, созданных из такого недолговечного и непрочного материала, как песок, привёл меня в очень специфическое состояние сознания и навёл на интересные размышления. Я всем своим существом ощутил мимолётность, непрочность самой ткани нашей жизни, а также страх человека перед текучей, постоянно меняющейся реальностью и стремление во что бы то ни стало отделиться от неё, заморозить, остановить, заморить быстротечное мгновение. Превратить его во что-то мертвенно-неподвижное - во что-то, что можно изучить и приручить. Запустить и остановить вновь кнопочкой с пульта. Я увидел извечное стремление хомо сапиенс обезопасить себя от неумолимого течения времени и непредсказуемой, спонтанной реальности. Сделать из красоты консервы и растиражировать их на продажу.

Посудите сами, сколько разных гаджетов и технологий для этого придумали: звуко- и видеозапись, монументальная скульптура, голография, всякие там 3D... Индустрия консервирования, клонирования и тиражирования прекрасных мгновений работает с размахом. И всё это копится, копится, копится... Уже сегодня практически невозможно отследить все новинки киноиндустрии, а скорость работы этой машины всё время возрастает.

Тем временем мы разучились слушать живую музыку, посещать театр, мы почти забыли о тех временах, когда каждый концерт, каждая пьеса, каждая сыгранная нота были единственны и неповторимы, исчезая навсегда сразу после их появления - «как слёзы в дожде». Исчезнув из нашего сознания, они освобождали место для следующего мгновения нашей жизни. Так понемногу, постепенно мы разучились прикасаться к вечности, чувствовать её живое дыхание во всём, что нас окружает...

Хорошо, что благосостояние людей постоянно растёт, тенденция эта сама по себе весьма позитивна. Однако технологии развиваются всё быстрее и быстрее, вопросы выживания отходят на второй план, уступая место игре и творчеству., и нетрудно догадаться, что в недалёком уже будущем творчество быстро будет становиться всё более простым, востребованным и массовым занятием.

Я вдруг представил себе, что может из этого получиться. Предположим, всё большее и большее количество людей смогут и захотят заниматься скульптурой. В каждом большом городе появится по дюжине творцов, которые будут ваять свои произведения в бронзе и камне. И скажем, если в Питере найдётся полдюжины Роденов, то уже через десяток лет в каждом городском скверике появится по «мыслителю». А ведь это ещё не самый плохой вариант. Пятерых Роденов такой город, как Петербург, наверное, усвоит. И даже станет ещё красивее. А если будет пять Шемякиных? А как вам пять Церетели? Неэкологичненько как-то...

Здесь самое время вспомнить о том, что наряду творениями на вечные темы в искусстве всегда присутствует и своего рода публицистика, ответ на реалии дня сегодняшнего. Проходит день, меняются реалии, а бронза - материал долговечный. Всё пространство нашей необъятной Родины по сей день заставлено бронзовыми и каменными Ильичами, с которыми непонятно, что делать. Которые уже ничего не выражают, кроме напоминания об очередном безумном пируэте нашей истории, а то и вовсе приводят нас в царство абсурда. В Нижнем Новгороде такой типовой Ильич, стоя в своей знаменитой позе «Вегной догогой идёте, товагищи» смятой своей кепочкой указывает прямиком на казино... Уж лучше бы его изваяли из песка, всем было бы спокойнее...

Поэтому я очень надеюсь, что вместе с благосостоянием и позывом к творчеству у людей страсть запечатлевать свои творения навеки будет постепенно замещаться чувством меры, экологическим чутьём и пониманием, что новые и новые моменты жизни будут не менее прекрасны, чем прожитые. Что мы перестанем бояться и цепляться за мгновения прошедшие, упуская настоящие и отвергая будущие. Что новое поколение скульпторов, отбросив тщеславие, будут делать свои скульпторы из песка и льда, не оставляя нам очередную порцию памяти о прошлом, а просто даря мимолётные мгновения радости и красоты. А затем освобождая место для будущих творений - своих и чужих. Как буддийские монахи, делающие свои мандалы по нескольку лет, чтобы разрушить их сразу после завершения - не дав своему глазу привыкнуть, замылиться, перестать замечать живую красоту. Нет, всё-таки что-то в этом есть...

Красота жизни

Previous post Next post
Up