Многие относительно известные примеры этногенеза вытекают из конфликта и раскола, но есть ряд интересных случаев, когда изменение этнической идентичности было основано на кооперации и слиянии. Примером могут служить жители Равнин ассинибойны, кри и оджимба, которые на протяжении большей части 18 и 19 столетий совместно занимали значительную территорию на северо-восточных Равнинах и в той или иной степени сотрудничали во многих видах деятельности, от войны и торговли до добывания еды и церемоний, а также заключали взаимные браки. Совместное проживание представителей этих общностей, в конечном счете, могло приводить к формированию новых этнических идентичностей.
Историческая ситуация равнинных ассинибойнов, кри и оджимба не соответствовала типичным племенным моделям, когда территория делится между определенными этническими группами, и каждая группа защищает свою территорию. Не подходит она и под описания, когда политическая лояльность определяется, в первую очередь, через однозначную этническую принадлежность. Основную роль здесь играла не этничность, а социальные связи, основанные на родстве и солидарности, и только после утверждения суверенитета Соединенных Штатов и Канады их этнические имена приобрели реальное значение, и то по той причине, что эти имена фигурировали в соответствующих договорах между индейцами и национальными государствами. Впрочем, пользуясь неопределенностью этнической идентификации у многих индейских групп, а также метисов, правительство Соединенных Штатов и не признавало их официально, не выделяло землю в резервациях, преследовало силами армии и стремилось если не истребить, то отогнать за канадскую границу. При этом близкие родственники людей из этих непризнанных групп часто могли принадлежать к признанным на официальном уровне племенам и жить на выделенных землях в резервациях.
Степень слияния этнических групп обычно варьировалась в зависимости от времени и места. Можно выделить несколько этапов, или вариантов такого слияния. При самой слабой степени слияния различные этнические группы делят общую территорию, объединяются для участия в войне, производстве пищи и церемониях, но локальные группы при расселении сохраняют этническую обособленность.
При более интенсивном слиянии небольшие этнические общности могут входить в политические образования более крупных этнических групп, но при этом не отказываться полностью от своей старой идентичности. Примером могут служить киова-апачи в составе киова. В другом варианте при постоянном сотрудничестве и взаимных браках между членами разных этнических блоков образуется ряд локальных сообществ, особенно в приграничных областях, со смешанным культурным наследием, однако, эти смешанные сообщества в политическом и этническом плане продолжают тяготеть к одному из «родительских» блоков.
На следующем этапе смешанные браки и совместное проживание становится столь распространено, что поселения с двойным этническим происхождением уже начинают составлять отдельное социополитическое образование с собственными интересами. Их этническая идентичность также приобретает гибридный характер, однако полного отделения от родительских блоков еще не происходит.
Наконец, слияние может вылиться в образование новой этнической общности, члены которой так перемешались, что уже неотличимы друг от друга в культурном и социальном плане. Новая общность приобретает политическую самостоятельность и новую этническую идентичность, в которой единство и солидарность перекрывают этнические различия из прошлого.
Все вышеописанные варианты слияния можно было видеть у ассинибойнов, кри и оджимба после того, как они стали переселяться на обширные пространства прерий Северной Америки. Конкретные варианты взаимодействия различались в зависимости от времени и места. Представители различных этнических групп разбивали совместные лагеря, участвовали в объединенных торговых и военных экспедициях, заключали смешанные браки. В некоторых областях даже сформировались новые смешанные этнические общности. Любопытно, что некоторые гибридные общности, например, Молодые Псы, получали имена по названиям воинских братств. Впрочем, это неудивительно, поскольку такие воинские братства были основным средством для выработки сплоченности как внутри, так и между локальными этническими группами.
В 19 веке растущее соперничество за доступ к лошадям, территориям и торговым возможностям способствовало появлению больших межэтнических коалиций на всей территории Равнин. Организация таких коалиций оставалась сегментарной, когда локальные группы то собирались в большие политические и экономические блоки, то снова распадались на меньшие сообщества. Несмотря на общую сегментарную природу таких объединений, между ними существовали заметные структурные различия. Так, например, формирования чейеннов и лакота были более централизованными и менее аморфными, чем у кри, оджимба, ассинибойнов и других примкнувших к ним групп, что, видимо, связано с большей формальностью и стабильностью в организации советов и воинских братств у чейеннов и лакота.
Источник: Jonathan Hill “History, Power, and Identity: Ethnogenesis in the Americas, 1492 - 1992”