КОГДА ЛОГИСТИКА НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НУЖНО ПЕРЕЙТИ НА УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВКИ

Mar 05, 2011 13:35



Прочитал в одном интервью интересную мысль: «если ясно, куда мы катимся и развиваемся, то все остальное появляется автоматически - дороги, например, расширяются…»

Периодически приходится читать и слышать о «проблемах с логистикой» при перевозках тех или иных грузов. Мой интерес к таким публикациям в некотором роде профессиональный. Занимаясь когда-то исследованиями и проектированием транспортно-технологических систем, я впервые познакомился с логистикой в конце 80-х годов. Она сразу привлекала внимание своей непосредственной связью с транспортными системами, более широким охватом видов деятельности связанных с перемещением грузов/товаров, обслуживанием потребителей, необходимостью учета интересов партнеров. Нельзя сказать, что до знакомства с логистикой этим вопросам не уделялось внимание. Во многих прикладных исследованиях, например, при планировании работы флота, задолго до знакомства с логистикой приходилось учитывать множество факторов, в частности, особенности внешнеторговых контрактов, география которых охватывала оба полушария, и годовой график работы местного комбината получателя этого импорта, и загрузку его склада сырья, стены которого буквально рушились при «пачкообразном» завозе. Весь комплекс вопросов решался за счет согласования планирования работы флота на линиях, ритмичности его подходов в порты выгрузки, возможностей жд и авто транспорта и соответственно ритмичности доставки сырья на комбинат. В других работах связанных с транспортным обслуживанием, прочное место заняла «индивидуализация» перевозок, с целью максимального учета потребностей обслуживаемых предприятий и одновременного повышения эффективности работы транспорта. Логистика воспринималась нами как новый дополнительный инструмент в процессе анализа и планирования взаимосвязей предприятий-партнеров перевозочного процесса, причем границы ее компетенции расширялись или сжимались в зависимости от целей исследования. Еще мы знали, что одной из главных задач логистики было найти необходимые решения и обеспечить доставку грузов, снабжения и т.д. в любых условиях: независимо от оборудованности пунктов назначения или готовности предприятий и получателей к приему груза. В целом это понимание логистики, как процесса планирования, реализации и контроля эффективного движения потоков товаров, сервисов и информации доказало свою практическую значимость и сохранилось, единственное добавилось, что логистика сегодня рассматривается как часть Управления Цепями Поставок (УЦП).

Катализатором интереса к теме УЦП послужили примеры современных отношений грузоотправителей с перевозчиками, отношений производителей продукции с торговлей и ясное понимание, что причины проблем заключаются не столько в самой логистике, а где-то в смежных или в более широких областях планирования и управления. В современных условиях, сами предприятия заинтересованные в качественном логистическом сервисе должны прямо или косвенно оказывать влияние на эти области планирования и управления и не очень полагаться, что кто-то другой полностью решит их проблемы.

Среди теорий и концепций управления бизнесом, управление цепями поставок (УЦП) отличается именно своей направленностью на стратегическую координацию, взаимодействие  и сотрудничество компаний формирующих ЦП: от добычи сырья до покупки готовой продукции конечным потребителем. В работе Джона Т. Ментзера и др. «Определение управления цепью поставок» рассматривается понятие ориентации цепи поставок, как признания организацией системного, стратегического извлечения пользы от тактических действий по управлению потоками в ЦП. Многие другие исследователи также подчеркивают особую роль стратегической координации планов развития предприятий - партнеров по ЦП.

Сегодня можно видеть множество ярких примеров неудовлетворенности партнеров по ЦП, в частности при необходимости использования того или иного специализированного подвижного состава и это как правило является результатом отсутствия стратегической координации. Оператор-перевозчик не мог, например, в последние годы вкладывать средства в развитие своего подвижного состава из-за отсутствия стабильного спроса, а когда этот долгожданный спрос появился, он был к этому не готов, т.к. его потенциальный партнер не счел необходимым или не мог делиться с ним своими перспективными планами. В тоже время известны и противоположные примеры превентивного или согласованного развития производителей продукции, импортеров и экспортеров со своими партнерами по ЦП.

Понятие сотрудничества (collaboration) занимает особое положение в УЦП. Оно охватывает весь спектр отношений предприятия со своими поставщиками, партнерами и клиентами. В последние годы наблюдается нарастающий поток исследований и разного рода публикаций по этой теме. Среди главных драйверов развития сотрудничества выделяется все более возрастающая взаимозависимость предприятий, что соответственно оказывает влияние на формирование характера отношений с партнерами и служит основой для развития модных систем управления отношений с поставщиками (SRM) и с клиентами (CRM). Важную роль при этом играет развитие информационных и коммуникационных технологий обеспечивающих не просто обмен информацией, но и координацию бизнес процессов компаний партнеров. В тоже время мне показалось интересным мнение одного из ветеранов-профессионалов в управлении ЦП Тони Волфорда (Tony Walford). Он много лет занимался успешной практической реализацией развития сотрудничества в разных компаниях и сравнивает это понятие с образом Йети: многие верят в его существование, но редко кто его видел.
Кстати о моде. Если можно наблюдать естественный интерес к образам, нарядам, привычкам мировых знаменитостей, то в управлении предприятиями естественным может являться интерес к методам управления используемым лидерами мирового бизнеса (Fortune 500 companies), у которых SCM играет одну из главных ролей...
Previous post
Up