Тенгрианство - богомильство - духоборство

Sep 06, 2018 17:57

Старая тюркско-болгарская религия на новой восточноевропейской почве

Болгарский царь Борис принял крещение в 864 г. и начал процесс христианизации своей страны [Литаврин с. 163; Введение христианства на Руси с. 83]. На основе созданной Кириллом и Мефодием глаголицы и более поздней кириллицы [Литаврин с. 165] сформировался письменный церковнославянский язык, который вобрал в себя значительное число булгаризмов [Дыбо 2015]. Процесс христианизации Болгарии был насильственным, сопровождался уничтожением 52 боярских семей и превращением в рабов тюркских тенгриан и славянских родноверов. Царь Борис даже ослепил и заточил в темницу собственного сына за его попытку вернуться в тенгрианство и остановить репрессии против тенгриан и славянских родноверов [Литаврин с. 161,164,166-167; Ангелов 1954 с. 47]. Традиционное тюркское тенгрианство болгар [Кляшторный & Савинов с. 166-172; Литаврин с. 139-140] сильно противоречило новой религии: оно не знало учений про воплощение Бога, про искупителя, который своими страданиями спасает человечество от греха, про земную мать Бога, тенгрианству не было свойственно поклонение изображениям высших богов. Непонятными для вчерашних тенгриан были догматы про Троицу, про две природы Иисуса Христа, отвратительным казался обряд поклонения трупам мертвых людей (мощам). Тенгриане молились Богу на природе, а не в закрытых храмовых помещениях [Потапов с. 260-267]. У них не было специального жреческого сословия [Ангелов 1954 с. 48]. Для тенгрианства характерна легенда, что мир имеет двух творцов: светлого (Тенгри или, у саяно-алтайских тюрков, Ульгеня) и темного (Эрлик-хана, брата-антипода Тенгри или Ульгеня) [Традиционное мировоззрение… с. 17-20; Потапов с. 245-246]. Поэтому для вчерашних тенгриан близким оказалось не ортодоксальное греческое православие, а богомильство [Ангелов 1954 с. 47-49,98-99], которое с X века стало широко распространяться сначала в Болгарии, а затем и в соседних странах [Brenon; Ангелов 1954; Иванов].

Болгария сыграла значительную роль в христианизации Киевской Руси [Введение христианства на Руси с. 22,27-28,87-89,139-141], которая произошла как раз во время правления покровителя богомилов болгарского царя Самуила (фактически правил в 971-1014 гг., царь с 997 г.) [Ангелов 1954 с. 103-105]. Именно из Болгарии попадают на Русь церковнославянский язык и церковнославянская литература, как ортодоксальная, прежде всего переводная с греческого, так и оригинальная болгарская богомильского содержания [Введение христианства на Руси с. 87-89,139-143; Ангелов; Иванов с. 39-40]. В 1018 г. Первое Болгарское царство было завоевано византийским императором Василием II Болгаробойцей, крестным отцом тогда уже покойного киевского князя Владимира Святославича. На Русь из Болгарии хлынул поток беженцев, в том числе и богомилов [Введение христианства на Руси с. 87]. Французская исследовательница Церкви Добрых Христиан (как себя называли богомилы и катары) Анн Бренон пишет, что после завоевания Болгарии турками мусульманами в конце XIV в. была еще одна волна болгарской богомильской эмиграции на территорию Украины [Brenon].

В № 17 журнала «Церковный голос» - официального издания Брюссельской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей - который издавался по благословению архиепископа Иоанна Максимовича (позже объявлен святым в РПЦЗ и РПЦ МП), была опубликована редакционная статья «Принципиальные обоснования христианско-мусульманского сотрудничества в борьбе с богоборчеством» [Закатов]. В 1990 г. статья была перепечатана фототипическим методом в русском черносотенном журнале «Престолъ». В статье утверждалось, что православная церковь имеет прямое отношение к геноциду богомилов на Балканах. Богомилов пытались уничтожить сербские великие жупаны и короли, но у них не хватило сил. Феодальная раздробленность и покровительство богомилам ряда местных феодалов, а также многих боснийских банов и впоследствии королей [История Югославии с. 89,124-127,132-135], не дало возможность сербским владетелям «окончательно решить богомильский вопрос». Аналогично по причине феодальной раздробленности, а также народных восстаний, не удалось победить богомилов и болгарским царям [Ангелов 1954 с. 102-104,137,139-141,147]. Более того, некоторые болгарские цари покровительствовали богомилам, как Самуил, его наследник Гавриил Радомир (правил в 1014-1015 гг.), третий царь Второго Болгарского царства Калоян (1197-1207 гг.) из полуполовцкой-полуболгарской династии Асеней, Иван II Асень (1218-1241), Иван Срацимир (1356-1365, 1369-1396) [Ангелов 1954 с. 103-105,134-136,141-143,156]. После же завоевания Балкан турками представители православной церкви стали внушать мусульманам, что богомилы - вовсе не христиане, а дьяволопоклонники, они ни в коей мере не могут считаться людьми Книги, и мусульманская терпимость по отношению к христианам и иудеям не может распространяться на богомилов, богомилы подлежат физическому уничтожению либо насильственному обращению в ислам или в «истинное христианство». Результат таких «христианских проповедей» не заставил себя долго ждать: богомилы были обращены в ислам и, частично, в православие и католицизм [История Югославии с. 198]. В «Церковном голосе» было написано следующее. «И христианство и мусульманство равно исповедуют себя носителями полной и совершенной истины. А так как двух совершенных истин быть не может, то, казалось бы, не может быть и примирения или даже сколько-нибудь принципиально углубленного сотрудничества между взаимно друг друга отвергающими христианством и магометанством. И тем не менее случаи такого сотрудничества встречаются. Из них для нас самым интересным является эпизод борьбы против богомильства-альбигойства. В Средние века и на Ближнем Востоке и в Европе большое распространение получила дуалистическая религия, носившая на Балканском полуострове наименование богомильства, а в северной Италии - кафарства и на юге Франции - альбигойства. Дуализм, без сомнения зародившийся из персидского зороастризма, признает равно божественными два начала - доброе и злое. На христианской почве он скоро переродился в прямое почитание сатаны. В Боснии и во Франции, в графстве Тулузском, дуалисты захватили в свои руки государственную власть и начали гонения на христиан, сопровождая их кощунствами, напоминающими коммунистические кощунства 20-х годов. Изгнанные из юго-западной Франции монахи и миряне католики принесли на север Франции в качестве свидетельств совершившихся кощунств изображения Христа с выколотыми глазами, загрязненные распятия и оскверненные части Св. Причастия. Взрыв негодования северных рыцарей выразился в известном крестовом походе под предводительством герцога Симона де Монфор, который полностью и совершенно уничтожил альбигойство в южной Франции. На Балканском полуострове конец богомильству пытались положить сербские короли, но оказались для того недостаточно сильными. В Боснии христианство в течение двух веков подвергалось преследованию, и кощунства богомилов совершались совершенно беспрепятственно. И до ныне в Боснии многочисленны богомильские памятники с кощунственными символами: крест с обломанными концами, лук со стрелой, направленной в небо (штурм небес), изображения людей без лба, т.е. людей, отвергающих божественное… и т.п. Богомильство в Боснии было сломлено турецким нашествием в XIV веке. Следуя основному принципу мусульманства, по которому христиане и евреи, как почитающие Истинного Бога, могут быть щадимы, а почитатели сатаны терпимы быть не могут, турки силой оружия заставили богомилов Боснии принять мусульманство» [Престолъ с. 10-11].

Чтобы убедиться в полной бредовости того, что православный автор пишет о религии богомилов-катаров и о якобы преследовании несчастных православных и католиков со стороны «господствующих» богомилов, достаточно почитать более серьезную литературу, того же Димитра Ангелова или Анн Бренон http://www.fatuma.net/text/christ . Стоит отметить, что, в отличие от православия, богомильство как склонная к дуализму идеология принципиально нетерпимо к любому злу, более того, к смешиванию добра и зла, к сотрудничеству со злом ради «добра». Для богомильства, в отличие от православия, неприемлемы злые средства ради «благой» цели. Да, иногда сторонники богомилов поднимали восстания против преследовавших их правящих тиранов, несмотря на общий пацифизм богомильской доктрины. Это объясняется тем, что сочувствующие богомилам миряне не ограничивались так жестко богомильскими правилами, как богомилы монахи, и, по большому счету, не считались в полном смысле членами Церкви Добрых Христиан. Такие миряне принимали богомильское духовное крещение (безводное, возложением рук) достигнув старости или перед смертью. Но богомилы не преследовали иноверцев, когда сами иноверцы были к ним терпимы, что прекрасно показали правления лояльных к богомилам королей Боснии и царей Болгарии. Однако опубликованное в «Церковном голосе» по благословению «блаженного» Иоанна Максимовича самосвидетельство православных об их причастности к «христианско-мусульманскому сотрудничеству в борьбе с богоборчеством», т.е., если без эвфемизмов, к геноциду богомилов, заслуживает, на мой взгляд, внимания. Преследования со стороны новых мусульманских властей, подстрекаемых православной церковью, и могли стать причиной бегства болгарских богомилов на территорию Украины, которая входила тогда в отличавшееся веротерпимостью Великое Княжество Литовское.

Болгарские богомильские идеи широко расцвели на украинской почве [Грушевський с. 34-134;179-204]. Как писал Михаил Драгоманов: «Возвращаясь специально к нам, русинам-украинцам, трудно даже сказать, какая собственно вера у нас может считаться за фактически-национальную. Если взять памятники „народной мудрости“, такие как легенды, песни, поговорки украинские, и по ним характеризовать народную религию, то увидим, что в ней над почвой натуралистически-политеистической лежит больше всего слой религии манихейско-богомильской, как и у болгар, сербов и великорусов, так что если б нужно было отнести к какой-либо из исторических религий наш народ, то я бы отнес его скорее всего к богомильству, и наперед хвалюсь, что одолею каждого своего противника в научном споре про этот предмет» [Драгоманов с. 145].

Ряд богомильских черт наследует Церковь Духовных Христиан (духоборов), которая сформировалась в начале XVIII в. на востоке Украины [Новицкий с. 5-10, Ивлева, Иникова], а в настоящее время в организованной форме существует в Канаде https://uscc-doukhobors.org/ . Это такие черты, как отсутствие таинств, икон, креста и веры в телесное воскресение, вместо священнической иерархии - иерархия харизматическая, представления, что Бог присутствует в душах добрых людей, а Сатана (который у духоборов, в отличие от богомилов, не персонифицируется) присутствует в душах злых, отрицание существования ада кроме как в душах злых людей, учение про предсуществование душ, допустимая, хотя и не общепринятая, вера в реинкарнацию, равноправие мужчин и женщин, пацифизм, отсутствие преклонения перед людьми, наделенными властью в государстве, отказ от клятвы и присяги и др. [Ewashen; Бонч-Бруевич с. XVII-XL; Новицкий с. 22-24,33-34,39,48-87]. Правда, читая о вероисповедании духоборов по книге Новицкого, надо быть осторожным и отдавать себе отчет, что книга несколько устарела. Новицкий в значительной степени пользовался т.н. «Исповеданием веры духоборцев Екатеринославских», которое не было написано самими духоборами и лишь частично отражает веру духоборов того времени (конец XVIII - начало XIX в.). Часть информации в «Исповедании» подана так, чтобы специально преуменьшить расхождение между духоборами и господствующей православной церковью и этим ослабить репрессии против духоборов. Частично же «Исповедание» было вдохновлено западноевропейскими мистиками [Иникова 2014]. В частности, не являются духоборскими учения об аде, об искупительном значении страданий Иисуса Христа и о Богородице [Новицкий с. 52-53,60-61,69,74-76,80,97-98]. С другой стороны надо признать, что Иникова тоже слишком категорична в своих выводах относительно невозможности использовать «Исповедание» в качестве источника по вероучению духоборов Восточной Украины конца XVIII - начала XIX вв. Автор «Исповедания» был частично знаком с реальным вероисповеданием духоборов своего времени и старался ему следовать в своем изложении. Поэтому отношение и к книге Новицкого, и к «Исповеданию веры духоборцев Екатеринославских» должно быть критическим, с научным изучением и отделением реальной веры духоборов от привнесенных положений.

Есть у духоборов и элементы культа Неба. В духоборской символике важное значение имеют голубой и желтый цвета. Голубым цветом красят оконные рамы и двери домов [Hayward & Watson], голубыми и желтыми лентами украшают рушники и традиционную одежду. Также в духоборском искусстве важным элементом является изображение подсолнечника http://www.usccdoukhobors.org/ . Голубой цвет символизирует Небо, Рай (который присутствует в душах верующих), а также Бога Сына, желтый цвет и подсолнечники - Солнце https://www.youtube.com/watch?v=T-E7fsrUrAU . Так, древнее тюркское тенгрианство в трансформированном виде продолжает жить в христианских сектах.

Литература
1. Brenon A. Bogomiles Cathares d'Orient // Pyrénées Cathares. - 2004. - P. 32-38 https://fr.shopping.rakuten.com/offer/buy/49425659/Collectif-Pyrenees-Cathares-N-00-Ete-2004---Les-Temoins-De-Pierre-Revue.html (русский перевод: Бренон А. Богомилы: катары Востока / Пер. с франц. Наталии Дульневой. - 9 с. http://www.fatuma.net/text/brenon-bogomil.pdf ),
2. Ewashen L.A. Doukhobors and the Devil // Larry's Desk website http://www.larrysdesk.com/doukhobors-and-the-devil.html ,
3. Hayward V., Watson E.S. Doukhobor Farms Supply All Needs // Doukhobor Genealogy Website http://www.doukhobor.org/Watson.html ,
4. Ангелов Д. Богомильство в Киевской Руси http://nordxp.3dn.ru/gnosis/d-angelov-bogomilstvo_v_kievskoj_rusi.pdf ,
5. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии / Пер. с болг. Н.Н. Соколова. Ред. и предисл. Э.В. Удальцовой. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1954. - 215 с. https://freedocs.xyz/view-docs.php?pdf=427107409 ,
6. Бонч-Бруевич В.Д. Животная книга духоборцев. - СПб.: Типография Б.М. Фольфа, 1909. - XL,332 c. https://archive.org/stream/materialykistori02boncuoft#page/n3 ,
7. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. - М.: Мысль, 1987. - 302 с. http://www.booksgid.com/getbook/41330 ,
8. Грушевський М. Історія української літератури: В 6 т. 9 кн. Т. 4, кн. 2: Усна творчість пізніх княжих і переходових віків XIII-XVII / Упоряд. Л. М. Копаниця; авт. приміток С.К. Росовецький. - Друкується за виданням: Грушевський Михайло. Історія української літератури. Т. IV. - Нью-Йорк, 1960. - Київ: Либідь, 1994. - 320 c. http://litopys.org.ua/hrushukr/hrush4.htm ,
9. Драгоманов М. Чудацькі думки про українську національну справу. 3-тє вид. - К.: Криниця, Друкарня А.І. Гросмана, 1913. - 159 с. http://chtyvo.org.ua/authors/Drahomanov_Mykhailo/Chudatski_dumky_pro_ukrainsku_natsionalnu_spravu_3-ie_vyd/ ,
10. Дыбо А. Булгарские заимствования в славянских языках // ПостНаука. Электронный ресурс. 12 September 2015 https://postnauka.ru/video/51380 ,
11. Закатов А. Дом Романовых и мусульмане после революции // Проза.ру 15.05.2016 https://www.proza.ru/2016/05/15/110 ,
12. Иванов Й. Богомилски книги и легенди. Под ред. проф. Д. Ангелов. - София: Българска академия на науките, Издателство «Наука и изкуство», 1970. - XV,400 с. https://gnosis.study/library/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8B/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/BLG/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%99.%20-%20%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8.pdf ,
13. Ивлева Я.И. Появление духоборчества в Российской империи // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 275. - С. 200-203 http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/93279/51-Ivleva.pdf ,
14. Иникова С.А. Духовные истоки и начальный период истории духоборчества www.doukhobor.ru/literatura/inikova/Istoki/Duhistoki.doc ,
15. Иникова С.А. «Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому»: история создания // Вопросы истории. - 2014. - № 7. - С. 136-158 www.doukhobor.ru/literatura/inikova/Voprosy.doc ,
16. История Югославии. В 2-х тт. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т. I. - 736 с. http://inslav.ru/publication/istoriya-yugoslavii-t-1-2-m-1963 ,
17. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 346 с. https://vk.com/doc-43004486_170074468 ,
18. Литаврин Г.Г. Формирование и развитие Болгарского раннефеодального государства (конец VII - начало XI в.) / Раннефеодальные государства на Балканах. VI - XII вв. - М.: Наука, 1985. - С. 132-188 http://inslav.ru/images/stories/pdf/1985_Rannefeodal%27nye_gosudarstva_na_Balkanax.pdf ,
19. Новицкий О. О духоборцах. - К.: Типография Академическая при Киевопечерской лавре, 1832. - 154 с. https://www.runivers.ru/lib/book8887/477056/ ,
20. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л.: Наука, 1991. - 321 с. https://mogura.ru/contents/library.php?book=8 ,
21. Престолъ. Религіозно-монархическій журналъ. - Вып. II. - Москва, октябрь 1990. - 44 с.
22. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 225 с. http://kronk.spb.ru/library/1988-ns-tmt.htm .

духоборы, Украина, тюрки, тенгрианство, сравнительное религиоведение

Previous post Next post
Up