Оригинал взят у
volkov_serge в
Белощёкая казаркаВ прошлом веке эта птичка переживала очень трудные времена. Её численность упала настолько сильно, что потребовались специальные меры по охране, в том числе внесение в общесоюзную Красную книгу. Лишь отдельные колонии этих птиц сохранились на совсем удалённых, труднодоступных скальных островках - Вайгаче, Новой Земле, Шпицбергене, Гренландии. Причин такой плачевной ситуации было несколько. Во-первых охота на зимовках в Европе, во-вторых - деградация приморских маршей, где обычно кормились зимовавшие птицы, ну и конечно охота во время пролёта и начала гнездования.
После снятия первого и третьего лимитирующих факторов ситуация стала выправляться, хотя и очень медленно...черепаха покажется Феррари. Но где-то в середине прошлого века белощёкие казарки, а вместе с ними и чёрные стали кормится не только на приморских маршах, но и на полях озимых или сенокосных лугах. Происходило это дело медленно, сначала только отдельные птицы присоединялись к стаям белолобых гусей и гуменников - известных любителей пощипать озимые))) Потом всё больше и больше казарок переходили на этот корм, видимо распробовав и решив заменить свой зостеровый рацион на сладкую пшеницу. Это похоже было реальной революцией и динамика численности стала заметно веселей. Даже появились гнездовые группировки в тех местах, где птиц никогда раньше не было - в Голландии, Дании, Швеции, Эстонии.
Взрослые казарки изредка покидают гнездовой участок что бы покормиться.
Самец практически всегда в таких ситуациях сопровождает самку....во избежание всяких эксцессов)
Рост колоний в гнездовом ареале - от Канинского полуострова до Югорского Шара происходил так интенсивно, что этот феномен привлёк внимание учёных из многих стран. Старые колонии расширялись и уплотнялись до невероятных показателей! Появились новые колонии! Если раньше белощёкие казарки гнездились только на скалах, то сейчас их много просто в обычной тундре, в дюнах, на песчаных островах. Экспедиция за экспедицией отправлялись на российский север, где из года в год учёные совали свой нос во все казарочьи дела. Наблюдали, ловили, кольцевали, метили спутниковыми передатчиками, взвешивали, разбирали помёт, анализировали кровь и т.п. и т.д. Из гусей по-моему теперь это один из самых изученных видов.
Участок "плоской" колонии белощёких казарок на полуострове Медынский заворот, Ненецкий округ. Это относительно новая колония.
Ещё несколько лет назад здесь гнездились только белолобые гуси и гуменники, теперь не пройти и 10 метров что бы не вспугнуть казарку с очередного гнезда.
Сейчас численность казарок возросла почти до 1 миллиона птиц. Местами это уже серьёзная проблема - казарка птица неуживчивая, с вздорным характером. И если друг друга они терпят в силу схожести характера и общих интересов, то интровертные белолобые гуси и гуменники вытесняются на периферию поселений казарок, а чаще просто перестают гнездиться вблизи таких колоний. Представьте себе плотность гнездования 6000 гнёзд на квадратный километр! Это невообразимо! А на острове Колгуев такая ситуация совсем не редкость!
Сидят на гнёздах казарки очень плотно.
Сходят весьма и весьма неохотно, только при крайней необходимости.
Впрочем до североамериканских проблем нам ещё далеко! Там около 8 миллионов белых гусей и столько же канадских казарок в буквальном смысле выгрызают до земли всю тундру в районе гнездовых колоний, вынуждая распылять с самолётов специальные химические препараты, препятствующие нормальному развитию эмбрионов в гусиных яйцах. К таким варварским способам регуляции приходят не только по ту сторону океана. Голландские службы регулируют численность белощёких казарок сгоняя птенцов, ещё не способных к полёту, в газовые камеры....
Вот так выглядит гнездо казарок. Обычно в кладке 4-5 яиц, иногда до 7.
Самка выщипывает пух на груди что бы повысить теплоизоляцию надёрганного вокруг мха и прочей растительной ветоши.
Родители из казарок очень заботливые большинство из птенцов успешно доживают до подъёма на крыло.
Пока казарки у нас на севере оставались в пределах старого ареала. Но вот хочется рассказать вам немного детективную историю. Изучение миграции - интересная часть орнитологических работ. Орнитологи всегда очень пристальное внимание уделяли случайным находкам птиц вне привычного для них региона обитания, в истории много примеров, когда случайные залёты затем становились регулярными буквально на глазах специалистов, а через ещё несколько лет птицы начинали гнездиться и полностью осваивали регион. Количество находок белощёких казарок за пределами путей миграции и мест гнездования в последние два десятилетия заметно увеличилось, кто за этим следил ожидал находок вне ареала. Но любопытно было то, что между районами, где гнездились казарки и точками, где их видели весной и летом существовал разрыв. А осенние точки располагались вообще вне традиционных путей миграции казарок.
Миграционный путь баренцевоморской популяции белощёких казарок (тёмно серый цвет) и южный маршрут белолобых гусей (серый цвет) с точками находок казарок вне традиционных районов пролёта. Карта из статьи Волков С.В., Тимошенко А.Ю. 2015. Находки белощёких казарок вне основного пролётного пути - случайные залёты или регулярное явление? - Казарка, 18: 30-37.
Было предположено, что белощёкие казарки попадают в эти районы не привычным путём через прибрежные районы, а летят вместе с белолобыми гусями, с которыми на местах зимовок зачастую образуют смешанные стаи. В тот же год была опубликована статья о первом случае гнездования казарок на Таймыре - это в нескольких тысячах километров от основного ареала (черная точка на карте). А в этом году там было уже три пары. Возможно через пятилетку-другую Таймыр станет для вида родным домом!