Начало статьи>> Как же их все-таки снимать?
Многие думают, что подготовка для съемок -
это сродни цирковой дрессировке, но ведь это совсем не так.
Татьяна Яркина, директор зообазы
.
Не будем, однако, забывать, что целью создания зообазы было все-таки не идиллическое сосуществование людей и зверей, а киносъемки. Как это делалось?
В самом общем виде подготовкой к съемкам являлся сам образ жизни на зообазе. Постоянное общение животных с людьми, свободный выгул, воспитывали высокий уровень доверия животных к человеку, возможность максимального взаимодействия. Собственно, только так и возможно было предварительно готовить животных к съемкам, ведь никогда не было известно, что конкретно понадобится делать в каждом новом фильме.
Само понятие дрессировки предполагает выработку фиксированных форм поведения, проведение курса обучения, в котором вырабатываются и закрепляются строго определенные навыки. Мы обучаем собаку стандартным командам «сидеть», «ко мне», «фу», и далее пользуемся этими командами всю жизнь, одновременно повторяя и закрепляя пройденное. Цирковой дрессировщик отрабатывает с животным определенную серию трюков и в дальнейшем именно на этих, отработанных трюках и строит программу выступления. Но животных - актеров кино невозможно обучить конкретным трюкам заранее, никто не знает, какое задание для него приготовит фантазия следующего сценариста.
Перед дрессировщиками зообазы всегда стоит задача, парадоксальностью напоминающая буддистские коаны. С одной стороны, животное должно быть полностью привыкшим к человеку, доверять ему и слушаться его, с другой - оно не должно утратить ни облика, ни повадок дикого зверя, ведь в кино ему предстоит играть именно дикое животное. Животное надо научить набрасываться на человека, если того требует сценарий, но при этом не причинять человеку вреда. С одной стороны, животное надо научить выполнять определенные действия в соответствии с командой человека, с другой стороны, какие именно это будут действия, неизвестно, им каждый раз приходится учиться заново. Сделать из дикого животного домашнее и приучить его по команде человека, в определенных обстоятельствах, вновь становится диким, вот это задачка!
.
Фильм «Весьегонская волчица» (2004)
Работа над конкретным фильмом для сотрудников зообазы начиналась с работы над сценарием, его необходимо было проверить на биологическую достоверность и грамотность. Верно ли в сценарии описаны биологические характеристики животного, его поведение? Делают ли реальные животные в природе то, что сценарист предписал им сделать в фильме? Нередко целые куски сценария приходилось исключать или переписывать заново, - когда фантазии сценариста оказывались слишком уж буйными.
После приведения сценария в соответствие с реальностью, начиналась подготовка животных. В каждом случае своя, особенная, поэтому описать ее в целом невозможно, можно только рассказывать об отдельных эпизодах.
Рассказ дрессировщика А.М. Жадана: «Популярность волков в кино вполне объяснима. Это очень разумные животные. Особенно поразительна их любовь и преданность детенышам. Это их свойство однажды помогло мне приручить одного «очень серьезного» волка. Это был мощный красавец, которого прозвали Серко. Нашел я его после долгих поисков в Киевском зоопарке для съемок фильма «Серый разбойник». Своей великолепной статью он мне прекрасно подходил. Но не своим свирепым характером. Уже три года к нему в клетку никто не входил. Ну, думаю, придется снимать его, не входя в вольер. А это, конечно, для работы гораздо хуже. Но вот я заметил, как яростные глаза его теплеют, когда рядом в другой клетке появляется волчица, тоже будущая участница фильма, со своими щенятами. Волчата и мать меня знали, я входил к ним в клетку, они со мной играли, ластились ко мне. Решил показать это Серко: смотри, мол, не такой уж я тебе враг, раз волчица с волчатами меня принимают. Продемонстрировал я ему это несколько раз, а потом говорю: выпускайте Серко. Входит он в клетку, наблюдает, потом сам начинает возиться с волчатами и вдруг как кинется мне на плечи. Но я сразу почувствовал: играет он со мной. Значит, признал».
Бывает, что для съемок используются естественные поведенческие реакции. Но их, конечно, надо для этого и знать, и уметь обыграть. В фильме «Шизофрения» нужно было снять сцену охоты на кабана, - успешной охоты. Окровавленный кабан должен был повалиться на снег. Чтобы снять эту сцену использовали обычную поведенческую реакцию кабанов - падать на что-то резко пахнущее и там валяться (у собак, кстати, ее тоже можно наблюдать). Бок актрисы-кабанихи заранее покрасили красной краской, а на снег вылили литра три одеколона. Унюхав одеколон, кабаниха предсказуема упала и вполне убедительно в корчах «погибла».
Из-за сложности задач на одном фильме, в одной роли часто используются животные-дублеры. Роль рыси по имени Кунак в фильме «Тропой бескорыстной любви» - исполняли на самом деле две рыси: у одной был характер динамичный, слегка агрессивный, ее задействовали в сценах, где нужны были пробеги, требовалось порычать на неприятеля, у другой - флегматичный, человеколюбивый, она участвовала в сценах с актерами. Конечно, подобрать полностью похожих внешне животных сложно, и специалисты при съемках разных животных обычно замечают различия, но для рядового зрителя все выглядит вполне убедительно.
Не будем забывать и о том, что при работе с животными даже самые знающие и опытные дрессировщики не застрахованы от внештатных ситуаций, их в работе зообазы также было немало. Вот, например, эпизод со съемок передачи «Спокойной ночи, малыши». Рассказывает Наталья Державина, «мама» Хрюши: «А один раз его чуть не съели. … Мы ездили на подмосковную зообазу “Петушки”. Там живут животные, которые снимаются в кино. У нас было несколько сюжетов: Хрюша с кабанчиком, Хрюша с вороном... Там были молодые дрессированные волки. И он должен был знакомиться с одним из них. Животные были спокойные, ручные. Мы сели на лавочку, начали беседу, Хрюша разговаривал с волком. А тот был в ошейнике, его держала дрессировщица. Она говорит: “Да ты не бойся, Хрюша, это молодой волк, зовут его Шурик, он тебя не тронет!”. И вдруг волк как кинется, как вцепится Хрюше в пятак! И не вырвешь, зубы здоровенные! Я сижу, ни жива, ни мертва, сделать ничего не могу. Еле челюсти разжали и спасли моего Хрюшу. Боевые отметины на пятачке остались».
.
Наталья Державина, актриса театра кукол им. С. В. Образцова, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат премии «ТЭФИ» и Хрюша.
.
Бывали случаи посерьезнее, чем покусанный игрушечный пятачок. Рассказывает В.Н. Алексеев: «Любая съемка требовала огромного напряжения, фантазии, умения перестраиваться непосредственно по ходу работы, поскольку актерами выступали не профессиональные актеры, а животные. Необычный запах, исходящий от оператора, шум кинокамеры, работа осветителей и любой другой необычный раздражитель мог мгновенно изменить настроение зверя и нарушить весь план. Испугавшись, зверь мог вообще «отказаться» от дальнейших съемок, и чтобы такого не произошло, дрессировщику Шубину надо было стараться заранее предвидеть все подобные неожиданности. И все-таки непредвиденные ситуации случались… Сценарий фильма о лосях «Латуня» требовал, чтобы лосиха приняла и выкормила жеребенка. Теоретически такое случается чрезвычайно редко, лосихи не признают даже чужих лосят. И вот, когда огромной лосихе попытались подпустить жеребенка, она вдруг встала на дыбы и бросилась на «малыша», готовая ударить его передними копытами. Возможно, для жеребенка наступили последние мгновения жизни, но между ним и лосихой встал Шубин. Потом он говорил: «Хорошо, что на голове была меховая шапка».
Работать приходилось не только с животными, но и с людьми, участвующими в съемках. А их в съемочном процессе всегда задействовано много: операторы, осветители, гримеры, ассистенты, администраторы… И большинству из них неведомо, что животные не любят табачного дыма, запаха алкоголя, резких движений, громких звуков, криков. А ведь любая из этих - с человеческой точки зрения - мелочей может очень осложнить и даже сорвать съемку.
Более всего умение найти общий язык с животными требуется, конечно, актерам. Но ведь и актеры бывают разные. Кто-то боится животных, кто-то не умеет понять и принять необходимые тонкости взаимодействия с ними, и тогда сотрудникам зообазы приходится выступать в роли дублеров.
Из «правильных» актеров на зообазе вспоминают. Даррена Далтона и Леонида Якубовича.
Дарен Далтон играл в фильме «Волки» (Россия, Германия, США, 1996). Директор зообазы Т.Яркина рассказывает: «Даррен приехал на зообазу за 20 дней до съемок, ходил на все тренировки. Мы ему объясняли, что ни к одному зверю не стоит подходить первому, нужно выждать. Когда животному станет интересно, и он почувствует, что опасности нет, подойдет сам. Актер был терпелив и подружился с волками, смог работать без дублера от первого до последнего кадра… Характерная ошибка профана в дрессуре - беспардонное панибратство с животными. Обычно неопытный артист тянет руку, чтоб погладить хищника, что расценивается последним как вопиющая наглость. Но есть актеры, у которых настоящий талант дрессировщика. Леонид Якубович меня просто поразил. Он приезжал к нам на съемку и зашел в клетку с рысью, как к себе домой. Спокойно сел на стул и принялся разговаривать с людьми по ту сторону решетки. Рысь он упорно не замечал. Моя кошечка долго и озадаченно на него глядела и сама подошла знакомиться. Только тогда Якубович ее погладил, и мы начали съемку».
Кроме правильного поведения бывает еще и любовь - необъяснимая никакими рациональными причинами, как и положено настоящей любви. Такими легендарными случаями на зообазе стала необъяснимая привязанность кабанихи к Александру Абдулову на съемках «Шизофрении» и куницы к Армену Джигарханяну на съемках «Линии жизни»…
Блеск и нищета зообазы
Перенесемся мысленно в лес близ владимирских Петушков. Тут дышит еще зообаза,
где когда-то снимали фильмы, в которых героями были животные...
В.М. Песков
Эти слова В.М. Песков написал в 2002 г., и можно только догадываться, как горько было ему, близко знакомому с жизнью зообазы на протяжении нескольких десятилетий, писать это «еще дышит», и как горько было читать эти слова людям, продолжающим работать на зообазе.
Леоновская зообаза стала первой в мире содержать и готовить животных для съёмок в кино, многие годы она пользовались огромным спросом не только у отечественных, но и у зарубежных кинематографистов. Сначала под базу выделили 5 га земли в лесу, потом площадь увеличили, так как нужны были просторные вольеры для проведения съемок. Первых питомцев было около 10, позже их количество доходило до 100 видов зверей и птиц. В Леоново снимали и художественные, и научно-популярные фильмы. Для научно-популярных съемок имелась, в частности, специальная аппаратура для микросъемок.
Только с 1961 по 1969 гг. с участием зверей зообазы было снято 158 фильмов. Среди них такие широко известные ленты как «Война и мир» (сцены псовой охоты Ростовых на волков), «Повесть о настоящем человеке» (медведь обнюхивает раненного летчика), «Верьте мне, люди» (волки нападают на убежавших из лагеря заключенных), «Дерсу Узала», «Лесная симфония», «Король манежа», «Латуня», «Тропой бескорыстной любви» и др.
Среди известных всей стране питомцев зообазы был Белый Бим, черное ухо, он родился и вырос в Леоново.
Огромной популярностью пользовались волки, один только волк Лобан снялся больше чем в двадцати фильмах. Чаще других вывозили волков с зообазы на натурные съемки. В особых клетках, погруженных на машины, ездили волки в казахстанские степи, для съемок охоты на волков с вертолета, на остров Барса-Кельмес в Аральском море для съемок их охоты на сайгаков.
Вторыми по востребованности киноактерами после волков были рыси. Самый известный фильм с их участием - сериал о дружбе рыси Кунака и лесника: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идет по следу» (1994). Играли леоновские рыси и в фильмах «Король манежа» (1969), «Король гор» (1969) и др.
В.Г. Шубин с рысью на зообазе
В популярнейшей передаче «Что? Где? Когда?» также снимался питомец зообазы - филин Фомка. С 1977 г. он был символом этой передачи. Правда, даже несложные, казалось бы, съемки в роли символа не обошлись без дублера, на самом деле для передачи снимались два филина: Фимка и Фомка.
Заслуженной кинозвездой была кабаниха Дуня, та самая, которая падала в одеколон. В ее послужном списке фильмы «Чингисхан» (1992 г.), «Шизофрения» (1995 г.), американский сериал «Аляска-Кид» (1992 г.), телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и «В мире животных».
В «золотой век» зообазы, в 1950-90-е гг. здесь снималось в среднем около 20 фильмов в год, сюда приезжали кинематографисты всех студий нашей страны и из-за рубежа. С животными выезжали в экспедиции во все концы Советского Союза. Ряд лент, снятых с участием леоновских «кинозвезд», был отмечен призами международных кинофестивалей. Всего на сегодняшний день животные зообазы приняли участие в съемках более 2000 фильмов, научно-популярных, документальных, художественных. Плюс телевизионные программы и рекламные ролики.
Увы, в 1990-е годы ситуация резко изменилась. Зообаза испытывала те же трудности, что и кинематограф. Почти прекратилось финансирование, сократился штат сотрудников. Зообаза была на грани закрытия. Спас положение основатель зообазы, А.М. Згуриди. Заслуженный 95-летний режиссер обратился с письмом в Госкино с просьбой не закрывать зообазу. С 1998 г. зообаза стала структурным подразделением «Госфильмофонда».
Но кроме официального статуса надо было поддерживать и реальную жизнь - жизнь питомцев зообазы.
В.М. Песков: «…В самые первые годы перестройки закрыли студию. Но, поразительное дело, зообаза при этом осталась существовать. Уцелела она потому, что нашелся энтузиаст, решивший воевать за этот «ковчег» до последнего патрона. Энтузиастом этим была Таня (теперь Татьяна Юрьевна) Яркина, пришедшая сюда еще в молодости. И так ей работа понравилась, так полюбила она всех, кто тут лаял, мяукал, рычал, хлопал крыльями, что сделала всё возможное и невозможное, чтобы свеча не погасла. И она не погасла! Еду для жильцов добывала Татьяна Юрьевна, получая случайные дары сердобольных людей, выпрашивала отходы на бойнях, кое-что перепадало при съемках художественных фильмов - туда чаще всего брали волков. Сейчас кое-что перепадает базе и от казны. Но седина в волосах милой женщины говорит о многом из пережитого. Далеко не всё, что было, удалось сохранить…».
Сегодня на зообазе работает 12 человек, из них 4 работают непосредственно с животными. Животных уже не сотня, как в прежние времена, а около 30. Среди них по-прежнему пользующиеся наибольшим спросом у киношников волки, медведи и рыси, а также лиса, енотовидная собака, зайцы, барсуки, олени, несколько видов хищных птиц. Есть и домашние животные: кошки, собаки, козы, куры, корова.
Татьяна Юрьевна Яркина стала директором зообазы в 1981 г. и работает по сей день. На ее долю достались самые трудные времена, но она поддерживает не только физическое существование зообазы, но и традиции, заложенные ее знаменитыми основателями - традиции высокого профессионального мастерства, понимания и любви к животным.
.
Татьяна Юрьевна Яркина, директор зообазы с 1981 г.
В статье использованы материалы:
Алексеев В.Н. «Вершина Шубина». Петушки, 2005 г.
Алексеева М. «Звериный Голливуд под Петушками». «Мир новостей» №26(913).
http://mirnov.ru/arhiv/mn913/mn/26-1.php База «животного» отдыха. Газета «Сегодня» №132 (1180) за 17.06.2002
http://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c2256bda00371f1b.html Богданова М. «Кинозвезды с зообазы». «Смена»
№1347, Июль 1983 http://smena-online.ru/stories/kinozvezdy-s-zoobazy Бородина М. «Встреча в лесу». «Смена»
№1372, Июль 1984 http://smena-online.ru/stories/vstrecha-v-lesu Гербер М. «Стая актеров». «Лавры кино» 23 октября 2014
https://lavrykino.wordpress.com/2014/10/23/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2/ Гусева Н. Призвание Шубина. Петушинская районная газета «Вперед», 28 декабря 2012, стр. 4
Песков В.М. «Он был разведчиком». В кн. «Навстречу утренней заре». М., Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971.
Песков В.М. Окно в природу. Лесные артисты. «Комсомольская правда»,16 июля 2009
http://kp.ua/life/188201-lesnye-artysty Песков В.М. «Орлик, Тяпа и Варька». В кн. «Шаги по росе». М., «Молодая гвардия», 1963. стр. 296-297.
Песков В.М. «Их помнят». «Комсомольская правда», 22 марта 2002
http://murmansk.kp.ru/daily/22516/16192/