"Снимать, понимать, любить". Часть 1

May 06, 2015 12:43

Статья А.Горяшко, опубликованная в журнале "Биология" №5 (974) в мае 2015 г., рассказывает не про заповедник, но, полагаю, будет инересна читателям сообщества. Зообаза Госфильмофонда, которой посвящена статья, место не менее уникальное, чем заповедник, а работа на ней требует не меньшей самоотверженности и любви к животным, чем работа в заповеднике. Недаром одним из ветеранов зообазы был Георгий Георгиевич Шубин, работавший в нескольких заповедниках. А его сын, Владимир Георгиевич Шубин, чья юность была тесно связана с зообазой, с 1973 по 1985 г. работал в нашем, Кандалакшском заповеднике.
В статье использованы фотографии из семейного архива семьи Шубиных, любезно предоставленные Е.Д. Шубиной.

Снимать, понимать, любить
Зообаза Госфильмофонда в Леоново
.



Кадр из фильма «Тропой бескорыстной любви». 1971 г.
.
«Какой у тебя любимый фильм?» - «Про зверей», - твердо отвечала я все детство. Мне было безразлично, художественный фильм или документальный, научно-популярный. Главное - чтобы там были звери, живые звери.
Много позже, став взрослой, я узнала, что вкусы у меня были не такие уж оригинальные. В театрально-киношном мире существует проверенное опытом убеждение: стоит появиться на сцене или экране животному, и оно неизбежно становится центром внимания зрителей, с легкостью заставляя забыть о самых прекрасных актерах и самых драматичных поворотах сюжета. Конкурировать в этом отношении с животными могут только маленькие дети. И только потому, что обладают самым что ни на есть «животным» качеством - полной естественностью и органичностью поведения.
Проходят годы и десятилетия, появляются новые поколения детей, а фильмы «про зверей» продолжают уверенно лидировать в списках детских, да и взрослых предпочтений.


   


Кадры из фильмов «Ко мне, Мухтар» (1964) и «Белый Бим Черное ухо» (1977).
.
А вот что здорово изменилось за прошедшие полвека, это «национальность» любимых звериных фильмов. Многие ли школьники сейчас знают «Ко мне, Мухтар», «Белый клык», «Полосатый рейс», «Белый Бим Черное ухо», бывших культовыми в 1960-70х гг.? В тех же 70-х по телевидению начали показывать зарубежные сериалы, «Лесси» и «Флиппер», и мы дружно прилипли к экранам. Дальше - больше. «Бетховен», «Освободите Вилли», «Хатико», нескончаемый поток фантастических по качеству научно-популярных фильмов о природе производства BBC и Discovery… О фильмах российского производства успели забыть, тем более, что новые появляться перестали. И для абсолютного большинства сегодняшних школьников фильмы про зверей - это 100% фильмы зарубежные.
А жаль. И не только потому, что в России снят ряд великолепных, не устаревающих фильмов с участием животных, но и потому, что в очень тонком, очень своеобразном искусстве съемок животных Россия в некоторых отношениях была новатором.
Дети, охваченные переживаниями за живущих на экране собак, лошадей, дельфинов и волков, как правило, не задумываются о том, как удалось авторам фильма добиться, чтобы животное действовало в соответствии со сценарием. Почему не боятся света софитов и стрекота камеры дикие звери? Почему эти звери ведут себя столь непринужденно в окружении десятков участников съемки? Почему, наконец, опасные хищники попросту не набросились на своих человеческих партнеров по съемочной площадке? Дети не задумываются об этом, ибо воспринимают все происходящее на экране как настоящую жизнь. И только гораздо позже, у выросших и особо пытливых и внимательных детей может возникнуть вопрос: а как же все это было сделано?!
.
.
Дача для зверей
Зообаза Госфильмофонда России была создана кинорежиссером
Александром Згуриди более 60 лет назад, когда он снимал свои знаменитые
фильмы «Голос крови», «Лесная быль», «Белый клык».
Сайт Госфильмофонда
.


Александр Михайлович Згуриди (1904-1998)
.
Нынешние школьники, скорее всего, и знать не знают, а взрослые, кто постарше, помнят, что был в России такой режиссер, Александр Згуриди. Он снимал научно-популярные фильмы о животных, а сразу после войны взялся снимать первый свой художественный фильм с участием животных - «Белый клык». Фильм, вышедший в 1946 году, получился замечательный. Настолько замечательный, что жюри Каннского фестиваля, на который он был представлен, решило, что фильм заслужил Золотую пальмовую ветвь. Однако советское правительство сочло, что кино о каком-то волке недостойно столь высокой награды и отозвало картину с фестиваля. Но это мы отвлеклись. А для нашей темы важно, что волчат, которые снимались в фильме, режиссер перед съемкой держал у себя дома, чтобы они привыкли к людям и на съемочной площадке вели себя естественно.
.


.
Фильмов про животных и с участием животных Александр Згуриди снимал много. И для всех этих фильмов нужны были животные, доверяющие человеку, воспринимающие соседство с человеком, как дело самое обычное. Добиться такого результата можно единственным способом - сделать это соседство действительно самым обычным делом. Александр Згуриди всегда выращивал животных для своих съемок сам, в своей московской квартире. Даже медвежат. Медвежата представляют из себя умильные пушистые комочки только на картинках и в мультиках. В жизни это активные, беспокойные, требующие непрерывного внимания и при этом довольно крупные звери. Проживание медвежат в квартире сопровождалось довольно ощутимым для соседей грохотом. И соседи стали жаловаться в милицию и в Комитет по кинематографии, что у Згуриди «медведи бревна по квартире катают».
По рассказам коллег Згуриди, слышавшим эту историю от него самого, дальше дело было так. Згуриди вызвали к председателю Госкино. «Люди жалуются, прекратите дрессировать зверей в квартире!» - потребовали чиновники. «Но у меня госзаказ!» - парировал Згуриди.
- Тогда занимайтесь этим на даче!
- А дачи у меня нет!
- Дадим.
Режиссер объяснил чиновникам, что большую часть жизни проводит в экспедициях и личная дача ему не нужна. А вот если бы сделали такой уголок для животных-актеров…

Необходимость создания «дачи для животных» А.М. Згуриди понимал лучше, чем кто бы то ни было. И, конечно, нужна она была не только для того, чтобы не беспокоить московских соседей. И даже не только для того, чтобы готовить к съемкам животных-актеров. Она была совершенно необходима для животных, уже снявшихся в кино. Выращенные человеком, проводившие все время в тесном контакте с человеком, это были животные с совершенно особым типом психики. Они идеально подходили для дальнейшего использования в кино, но до того, как они понадобятся на следующих съемках, им надо было где-то жить. А где?
До истории с медвежатами был в жизни А.М. Згуриди очень грустный случай. После съемок он отдал ручного лиса в военное охотохозяйство. Физическим уходом - жильем и едой - лис там был обеспечен полностью. Но совсем не был обеспечен тем, что стало для него потребностью ничуть не менее важной, чем еда, - постоянным общением с человеком. Лис испытывал жуткий эмоциональный голод. Когда через год А.М. Згуриди навестил своего лиса в военном охотохозяйстве, то увидел жалкое, потерянное, абсолютно сломленное существо, и этого было не исправить никакой едой.
К счастью для всех будущих животных-актеров, чиновники Госкино откликнулись на просьбу А.М. Згуриди. Так была создана единственная в Советском Союзе и первая в мире «дача» для животных-актеров. Официально она начала свою работу в октябре 1947 г. и называлась тогда Кинозверобаза.

Первоначально до зообазы добирались через железнодорожную станцию Петушки Горьковской железной дороги, в двух часах езды от Москвы. Станции Леоново, рядом с которой сейчас располагается зообаза, в те времена не существовало.




Октябрина Ивановна Жадан, потомственный сотрудник зообазы, вспоминает, как, чтобы сократить путь, просили машиниста притормозить в районе Леоново и прыгали на ходу с поезда в сугробы. Учитывая, что на зообазу то и дело приезжали съемочные группы с громоздкой и хрупкой кинотехникой, вопрос удобного сообщения был крайне важен. Решить проблему удалось благодаря счастливому случаю. А.М. Згуриди рассказывал, как однажды бродил по лесу в окрестностях зообазы, выбирая «натуру», место для будущих съемок, и вышел к костру, около которого сидели два охотника. Александр Михайлович присел к костру, разговорились. Он стал рассказывать о животных зообазы, о своей работе, столь интересной и необычной для случайных слушателей. Рассказал и о проблемах с дорогой. И тут оказалось, что один из охотников - зам.начальника Московской железной дороги! Железнодорожный начальник проникся проблемами режиссера, и в скором времени был официально утвержден остановочный пункт почти у самой зообазы. По имени соседней деревни остановку назвали «платформа Леоново». Расстояние между станциями Петушки и Леоново всего 4 километра, электричка проходит их всего за 5 минут, но появление Леоново очень облегчило жизнь зообазы.
.



Станция Леоново сегодня
.
.
Люди и звери. Почти в раю
«Два молодых прирученных лося ласкаются к нему, как верные собаки. Он и с волками уходит в лес. И вопреки пословице "Как волка ни корми..." звери возвращаются к человеку, стоит ему только подать голос… Он заходит в клетку, где живет рысь, остается один на один с медведем. Это его работа…».
В. Песков.

В Леоново, как когда-то в квартире Згуриди, звери и люди постоянно жили рядом, только теперь уже и зверей, и людей, и места для них стало намного больше. Зообаза стала небольшим поселком в лесу, в домах которого постоянно жили семьи сотрудников. На зообазе собрался замечательный коллектив людей, хорошо знающих животных и искренне их любящих.
.


Вход на зообазу. Наши дни

С самого начала создания зообазы включился в ее работу Георгий Георгиевич Шубин. Жизнь Георгия Георгиевича была связана с животными с юных лет. Отец его был ветеринаром, сам Георгий еще школьником пристрастился к охоте, по несколько дней жил один в лесу, наблюдал и изучал повадки животных. Затем работал в биологических экспедициях, в Лапландском заповеднике, окончил звероохотоведческий факультет Всесоюзного зоотехнического института пушно-сырьевого хозяйства (впоследствии Московский пушно-меховой институт). Параллельно с учебой продолжал работу в различных биологических экспедициях, а также помогал снимать фильмы о животных на практике в Лосиноостровском хозяйстве. Прямо из института попал на фронт и стал командиром разведроты - легендарным разведчиком, о военных подвигах которого сохранилось много свидетельств. Перед окончанием войны Г.Г. Шубин работал в подмосковной Новогиреевской военно-технической школе в качестве кинолога, дрессировщика собак и охотоведа в научном отделе, а после демобилизации в 1945 г. стал работать дрессировщиком на киностудии «Воентехфильм», где встретился с А.М. Згуриди.
.


Георгий Георгиевич Шубин, 1944 г.
.
С 1949 г. по 1950 г. Шубин, формально находясь в должности дрессировщика, фактически исполнял обязанности начальника зообазы. Однако вскоре ему пришлось расстаться с зообазой на целых десять лет, Приказом по Главному управлению по заповедникам он был назначен на должность директора Печоро-Илычского заповедника, потом работал в Воронежском и Волжско-Камском заповедниках. Только в 1961 году Г.Г. Шубин вернулся на зообазу, вновь став ее начальником и главным дрессировщиком.
..


Г.Г. Шубин на зообазе
.
По приглашению А.М. Згуриди приехала работать на зообазу дрессировщица Ганна Ивановна Коорт, талантливый кинолог. Ганна Ивановна была первым человеком, которому удалось воспитать стаю диких волчат. По воспоминаниям В.Н. Алексеева, «Дрессировщица Ганна Ивановна Коорт учила волков «петь». Она начинала подвывать по-волчьи, и те тотчас подхватывали. Мгновенно возникал необычный концерт, наводящий страх на оказавшихся поблизости от базы грибников или ягодников». Ганна Ивановна жила на базе с дочерью Октябриной, которая также стала дрессировщицей.

Еще в молодости, по приглашению А.В. Дуровой, Октябрина Ивановна пришла работать в уголок Дурова и выступала там с животными почти 20 лет. В свободные дни приезжала в Леоново, помогала в работе с животными, дублировала артистов. Первым ее фильмом стал "Дерсу Узала" режиссера Агаси Бабаяна (1961), потом последовали "Слепая птица", "Возвращение", "Добро пожаловать", "Удивительная охота", "Под северным сиянием", и многие другие. Здесь же, на зообазе, она встретилась и с будущим мужем, им стал главный дрессировщик зообазы, сменивший на этой должности Г.Г. Шубина, Анатолий Макарович Жадан. После смерти Анатолия Макаровича, Октябрина Ивановна окончательно перешла работать на зообазу, став, вместо мужа, ее главным дрессировщиком.

Анатолий Макарович Жадан работал на зообазе с самого ее основания, а до того был звероловом, занимался отловом редких животных. Выработанная в процессе этой работы наблюдательность, умение взглянуть на мир глазами животного, оказывали огромную помощь в работе на зообазе. В статье 1984 г. (Мария Бородина «Встреча в лесу») описан такой эпизод: «Погибал от жажды отловленный для съемок козерог: несколько дней вообще не пил, хотя каждое утро ему ставили ведро со свежей ключевой водой. Только хитрость, придуманная Жаданом, спасла животное. В двери помещения, где поселили козерога, было пробито отверстие, к нему с внутренней стороны приладили желоб, подставили ведро и начали струйкой лить воду. Послышалось журчание - знакомый козерогу звук, звук горного ручья. Зверь насторожился, потом расслабился, медленно пошел к двери и наконец припал к «ручейку», выпил, не отрываясь, ведра два...».
По воспоминаниям очевидцев, Анатолий Макарович Жадан не только был прекрасным дрессировщикам, но и обучал молодых сотрудников, организовывал для них занятия по этологии - науке, изучающей поведение животных

Также на зообазе жили: семья дрессировщика Александра Ивановича Юрлова, известный цирковой дрессировщик, заслуженный артист России Михаил Симонов, звероводы Клавдия Клопова, Генрих Вейгер и др.

Условия для животных были созданы очень хорошие. Рассказывает Анатолий Макарович Жадан: «У нас на зообазе животные живут в условиях, максимально приближенных к естественным. Территория здесь обширная - 27,5 гектара. Есть у нас и хвойные, и хвойно-лиственные участки, и чистый березняк. В нашем хозяйстве два небольших пруда, луг и заболоченные, поросшие разной растительностью торфяные карьеры. Природные корма всегда под рукой. Весной из всех зверей, содержащихся в неволе, наши, пожалуй, самыми первыми получают свежий корм. Выгуливаем наших подопечных в лесу на больших огороженных участках - вольерах, так что места, где размяться и почувствовать себя в своей стихии, им хватает. И что еще не менее важно - дрессировка зверей у нас не сопряжена с подавлением или извращением их природных инстинктов». (Мария Богданова «Кинозвезды с зообазы»).
.

  


Г.Г. Шубин и его сын Владимир на зообазе
.
Еще более подробно и поэтично рассказывает о жизни на зообазе В.Н. Алексеев: «Группы «киношников» приезжали и уезжали, а животные оставались. И вместе с ними оставались и работники зообазы. За многие годы совместной жизни они так сближались, что каждого зверя знали как собственного ребенка, могли рассказывать о нем без остановки... Самыми известными были волк Лобан, его брат Ромка и волчица Машка… Рысь Яшка жила в одном вольере с кошкой, вместе ели из одной чашки. Ее снимали во многих фильмах, в том числе, в таких как «Король гор», «Король манежа»… Редкого для нашей фауны, встречающегося только на Дальнем Востоке гималайского медведя прозывали Тяпой. На зообазе у него были собратья - бурые медведи: медведица Мика и медведь Сережа… Дикая свинья Машка бегала за Шубиным по зообазе как домашняя и даже ходила с ним в лес на прогулки. Любимцами Георгия Георгиевича… были лоси Малыш и Вовка. На зообазе жили енот Гена, косуля Нюся, марал, изюбр Бэмби, таежный грызун бурундук, белки, зайцы, размножались лисы… Содержали и корову - и для собственных нужд, и для выкармливания щенков и детенышей подопечных… На базе жили и птицы. Самыми известными из них были ворон по кличке Воронуша, орел, филин Бубо (он снимался в кино почти двадцать лет), был даже свой пеликан, правда, слепой. Разводили голубей, домашних уток в пруду… Рядом с домиками сотрудников по весне расцветал белыми цветами вишневый и яблоневый сад, а на огороде выращивали морковь, свеклу, картошку и всякую «зелень».
Для кормления животных существовала специальная зверо-кухня. Мясо для них покупали или привозили павший скот. Для копытных заготавливали веточный корм - веники, косили на соседних лугах траву…
На базе существовало правило: при возможности каждое животное обязательно выгуливать на свободе. Это было одинаково приятно и людям, и животным, которые совсем не стремились бежать и опровергли поговорки «Как волка ни корми, а он все в лес глядит» или «Счастье, что волк: обманет и в лес уйдет». Напротив, когда с волчатами гуляли по лесу, они как обычные щенки бегали за людьми, боясь остаться одними в чужом для них лесу».
.


В.М. Песков на зообазе фотографирует волчат
.
На зообазе часто бывал В.М. Песков, много лет друживший с Г.Г. Шубиным. В.М. Песков тоже не раз писал о зообазе: «Это что за чудо! Медвежата почти в обнимку с людьми шагают по лесу, а маленький олененок пришел познакомиться с маленькой Леной. Никаких чудес! Медвежат зовут Варька и Тяпа. Олененка зовут Орлик. В лесу под Владимиром зверята готовятся стать кинозвездами. Эта профессия дается не так просто. Надо учиться, надо быть дружелюбными и послушными. Тогда дрессировщики Ганна Ивановна, Георгий Георгиевич Шубин и Миша Симонов могут отпустить медвежат на речку купаться. А по дороге на речку можно поваляться в песке, слазить на елку, погоняться за бабочками. Правда, на пути можно встретить коров. А коровы, как известно, не умеют отличать кинозвезд от настоящих зверей. У коров наливаются кровью глаза, коровы начинают копытами рыть песок. Ну, тогда скорей к покровителям, и вот так, взявшись лапами за руки, продолжать путь… Орлик весь в солнечных пятнах. Он, не в пример Тяпе и Варьке, застенчив и робок. Взрослых он избегает, собак боится, а к маленькой Лене хотя и робко, но все же подходит… Четвероногих друзей вы увидите в фильмах с лесными героями».
.
.



Фотографии из заметки В.М. Пескова о зообазе

Продолжение и окончание>>

кусочки истории, заповедные люди, статьи А.Горяшко

Previous post Next post
Up