Об одном крымском мифе

Jul 26, 2016 17:00




Этим летом побывал в Крыму, в Феодосии. Окинул взглядом оккупанта новые провинции Мордора, так сказать.

В ходе внезапной проверки обнаружил в Симферополе ряд монархических рекламных щитов: пару, кажется, с Николаем II и пару, вроде бы, с Екатериной II - не успел рассмотреть. Зато на въезде в Севастополь меня встречал улыбающийся Ленин с вопросом «Ну как вам при капитализме?» (очевидно, креатив КПРФ - как обычно, «свежий»).

Так вот, поскольку Крым наш, и многие стремятся там побывать в связи с этим, да и вообще - считаю, полезно будет рассмотреть один миф, который буквально каждый экскурсовод впаривает туристам, чей маршрут проходит в окрестностях Феодосии.

Рядом с Феодосией (по пермским меркам, «рядом») находится село Краснокаменка, до заслуженной депортации крымских татар носившее название Кизилташ. В конце 1950 года Совет Министров СССР принял решение о создании под Краснокаменкой одной из центральных баз хранения (ЦБХ) ядерного оружия. Большинство работ выполнялось силами специально отобранных заключённых, имеющих особый допуск и опыт шахтных работ.



Фото www.ridus.ru

Вы уже поняли, что рассказывают доверчивым туристам крымские гиды, да? J

Конечно же, все они говорят, что заключенных по окончании работ, в 1955 году расстреляли и похоронили там же в одной из штолен. Одна из экскурсоводов заявила с умным видом, что «все документы об этом рассекречены» (видимо, намекая, что она их изучила лично), другой  - что расстреляно было «десять тыщ» осужденных, и т.д. Типичный пример - сайт «Ялта Путеводитель», где можно прочитать, что расстреляны были чуть ли не 2,5 тысячи человек, причем почему-то в 1953, а не в 1955 году.

Первое, что сразу же настораживает: какой смысл хоронить зэков, как каких-то фараонов, в такой большой и дорогой каменной гробнице?

Второе. Это же 1955 год. Нет уже никакого «большого террора», нет Сталина, нет Берии. Т.е. это кровавый тиран Хрущев расстреливал что ли?

Наконец, третье. К 1990 году в СССР и странах-сателлитах насчитывалось более 20 ЦБХ, подобных краснокаменской. Так это что получается, всего расстреляно было 50-200 тысяч заключенных? Надо ли говорить, что это не вписывается ни в какую статистику.

Добро пожаловать в реальный мир

Помощь пришла, откуда не ждали. Фанатично антисоветский «Мемориал» на своем сайте опубликовал сухую справку о тех самых заключенных, которые были привлечены для строительства краснокаменской ЦБХ (хоть какая-то польза от этих «либералов»). Так вот, численность ИТЛ менялась так:

15.03.53 - 2445
01.05.53 - 2165
01.06.53 - 1837
01.01.54 - 1008
01.01.55 - 313
01.01.56 - 177

Ни о каких расстрелах «Мемориал» (!) не сообщает. Недоработка, разгильдяйство, зрада?!

Но, главное, из цифр видно, что, во-первых, численность заключенных уменьшалась плавно (надо полагать, расстреливали партиями, тем самым мотивируя остальных лучше работать, ага). А во-вторых, уже после окончания строительства, в 1956 году на объекте оставалось 177 «недорасстрелянных» зэков. Это как?

Судя по всему, первой (или одной из), кто вбросил миф о расстрелянных зэках, стала журналистка Светлана Лутова из «Санкт-Петербургских ведомостей», которая в 2006 году написала, что базу под Краснокаменкой строили якобы приговоренные к высшей мере, и «тайну Кизилташа они унесли в могилу».

Так вот, в сети есть как минимум два ответа Лутовой: один - от местного жителя И.Н. Качана, который застал строительство объекта, второй - от капитана 1 ранга М.Н. Изюмова, который на объекте служил. Причем последний пишет, судя по всему, также и от лица своих сослуживцев: «В Санкт-Петербурге живут несколько ветеранов той организации, которая размещалась под горой Кизилташ. Мы обсудили очерк С.Лутовой и думаем, что теперь уже можно объективно и достоверно рассказать о том, что происходило в долине с начала 50-х годов почти до наших дней».

Рекомендую прочесть оба материала - познавательно.

Так вот, Качан пишет, что последних заключенных из лагеря вывезли. Ни слова ни о каких расстрелянных, зато есть пара слов об освобожденных:

«Светлана Лутова написала в том духе, что в Кизилташе, мол, работали одни смертники, приговоренные к высшей мере, и они унесли тайны подземелий с собой в могилу. Не берусь гадать, что она имела в виду.

Да, некоторые, после освобождения опьянённые волей, начинали болтать уже в поезде. Известны случаи - таких снимали с поезда, возвращали в зону и давали новый срок. Я это знаю из разговоров родителей, мать, повторю, работала в делопроизводстве спецсуда».

А Изюмов пишет о зэках ещё больше:

«По окончании строительства некоторые из них, отбывшие сроки заключения, оставались на территории нашего объекта и работали вольнонаёмными рабочими в обслуживающих подразделениях нашей организации. Ни о каких случаях "ликвидации" работавших здесь заключённых мы никогда не слышали!»

***

Свидетельства не лучший источник. Но хоть какой-то. Ни в одном из виденных и слышанных мною материалах, утверждающих о расстреле заключенных в Краснокаменке, не приведено вообще никаких источников. Можно только предполагать, что журналистка Лутова транслировала сказку, сочиненную вернувшимися в Краснокаменку в 2000 году монахами. Откуда взяли данные остальные сказочники, неясно совершенно.

В общем, кто поедет в Крым, передавайте привет экскурсоводам.

познавательное, история

Previous post Next post
Up