«Мастер и Маргарита»

Feb 06, 2024 22:00


Если вы разобрались в драматургии фильма «Мастер и Маргарита», очень хорошо. Но судя по тому, о чем говорят зрители и критики, историю поняли не все. И мне-то пришлось посмотреть два раза («пришлось» здесь для красного словца, фильм чудесный). Давайте разберемся вместе.
Далее спойлеры, но поскольку в спойлеры я не верю, терпи́те.




Итак, авторы соблюдают баланс между событиями, происходящими в реальном мире и на трех параллельных уровнях воображения мастера. И это хороший способ не только передать дух романа, но и сказать то, что стоило сказать спустя 80 лет.
Реальностью служит условная Москва начала сталинской застройки - уже построены, например, здание театра, почти один в один повторяющее здание МГУ, и гигантская психоневрологическая клиника Стравинского. Ма́стера травят по публичному доносу Латунского, которого поддерживает Майгель, его предают Берлиоз и Могарыч. Он встречает актрису Галу, а затем иностранца Воланда, с которым посещает мюзикл «Вперед в будущее» и вечеринку у пьющего (после водки) портвейн Лиходеева, - и, конечно, Маргариту, которая становится его музой. Он дружит с огромным черным котом и пишет роман, который сжигает прямо перед арестом. Из НКВД его передают в клинику, где он восстанавливает рукопись - а затем по собственной воле расстается с жизнью. Текст сердобольная Прасковья Федоровна передает Маргарите, которая тоже решает уйти из жизни, но перед смертью дочитывает роман до конца.
Первый уровень воображения вплетается непосредственно в реальность, что и сбивает зрителя с толку. Грань между сеансом черной магии и мюзиклом в театре почти незаметна, а встреча с Бездомным в клинике не кажется иллюзорной - но она именно такова.
Второй уровень - события пьесы «Пилат», которая затем внедряется в роман «Князь Тьмы»/«Мастер и Маргарита».
Третий - события романа, в которых участвуют герои, подсмотренные в реальной жизни - от кота, Галы (Геллы, естественно) и Воланда до Берлиоза и Бездомного, а также Маргарита и немного сам мастер. Все это творится в фантастической Москве с парящими дирижаблями, Дворцом Советов и бульварами, облицованными плит(к)ой.
Именно эта Москва, которой никогда не было, и горит в финале.
🎬
Научиться понимать кино, писать сценарии и другие тексты помогут мои курсы.

Ярмольник, Снигирь Юлия, "Мастер и Маргарита", Колокольников, Цыганов Евгений, Булгаков Михаил

Previous post Next post
Up